19 Мая 2024, 23:41
  • МультиВход
 | Активные темы | Лента
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн

* Комментарии к новостям

1. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от BOLGARKA 2. Вскрылись подробности волшебства Саши Черно и Ярослава Дятлова (Дом 2 новости) от glasha 3. «Дней осталось мало»: Юлиан внезапно реанимировал иноагента Макаревича на концер (Музыка и новости шоу-бизнеса) от tatiana-mi0 4. «Никогда не было»: SHAMAN объяснил, почему не носит нижнее белье (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Анна84 5. Саша Черно и Хулиган устроили драку возле ночного отеля (Дом 2 новости) от glasha 6. Боня назвала печальные последствия у ее мамы после подтяжки лица (Музыка и новости шоу-бизнеса) от glasha
7. «Мосгаз», поездки в Англию, поддержка Израиля: как живет Андрей Смоляков (Кино и новости кино) от glasha 8. «Украинцы нам никакие не братья»: как живет телеведущая Ксения Стриж (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Мария Петрова 9. После проблем из-за концерта в Кремле у Наташи Королевой случился срыв (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Мария Петрова 10. «Перекрестись и замолчи»: Шнуров пристыдил Киркорова из-за Евровидения (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Стихия 11. Взволнованная Ольга Рапунцель призналась в проблемах младшей дочери (Дом 2 слухи) от Анна84 12. Уехавший из России в США Андрей Бурковский появился на Каннском кинофестивале (Кино и новости кино) от Анна84

Тема: «Муж есть кормчий, а жена - судно». Интересные сведения о жизни крестьян XIX век  (Прочитано 561 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

08 Мая 2024, 00:43
Прочитано 561 раз
Оффлайн

Миссис уксус

Колючая команда

7
«Муж есть кормчий, а жена - судно». Интересные сведения о жизни крестьян XIX века, собранные современниками.

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев был заметной фигурой своей эпохи: он известен как основатель российского автомобилестроения, владелец нескольких заводов, куратор Русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 года... Кроме прочего Тенишев был прекрасным виолончелистом, археологом и этнографом - проводил обширные этнографические исследования. Для этих целей в 1897 году он открыл в Санкт-Петербурге Этнографическое бюро - предприятие, основной целью которого была организация и проведение массового сбора сведений о русском крестьянстве.

Князь Тенишев изучал нравы и быт русских крестьян из чисто прагматических соображений. Он был уверен, что сохранить стабильность общества можно, только научившись хорошо управлять людьми. А для этого нужно знать мировоззрение «управляемых», их поведение, вкусы, привычки и потребности.

Выяснить всё это он решил с помощью массового опроса населения страны, особенно её центральных районов, где находились основные промышленные предприятия, и где крестьянство пополняло ряды рабочих. Князь лично составил программу из 491 вопроса и отправил 350 корреспондентов в 24 губернии страны. Это были обычные люди из народа: представители сельской, волостной власти, земские чиновники и небольшое число образованных крестьян.

Главная черта повседневности, домашнего, семейного быта крестьян и их жизни в целом — заполненность трудом. Один корреспондент села Ильинское Шуйского уезда описал, как прошёл будничный день крестьянской семьи, состоящей и девяти человек: хозяина — Ильи, хозяйки — Матрёны, их старшего сына — Якова, снохи — Алексеевны, младшего сына — Василия, дочери — Дарьи и троих внучат. Взрослые дети Ильи и сноха были «фабричными», то есть ходили работать на фабрику.

«Первый раз все взрослые просыпаются в 2 часа ночи. «Фабричные» вскоре уходят на работу, а Илья и Матрёна спят до 5 утра (Илья добирает сон на полу, предварительно положив Петьку, который закатился под лавку, рядом с собой). Утренний завтрак деда и бабки с внуками таков: горячая картошка, хлеб, чай, остатки ватрушки. За столом идёт разговор о предстоящих дневных работах. Старший внук благодарит стариков за чай и сахар, берёт сумку, книги, пирог, бутылку с квасом и уходит в «училище». Илья тоже уходит - везёт дрова в город для продажи лесоторговцу. Сажень дров стоит 2 рубля. Матрена боится, что Илья половину этих денег пропьёт и потому упрекает: «Мне-то что, хоть всё пропей, — не себе рачу! Не видишь, что сноха-то обносилась, да и обувь всем к зиме-то нужна...». Илья ворчит, но возвращается через два часа, трезвый, и отдаёт Матрёне деньги, завёрнутые в бумагу. Она-то уж и на стол накрыла, всё это время у печи стояла да дом мела: «нынче праздник будет, много дел ещё…» Вскоре входят «фабричные» (они работают понедельно: то с утра до обеда, то с обеда до 10 вечера) и произносят: «Здорово, батюшка! Здорово, матушка!». Обедают щами, кашей. Сыновья затем принимаются за домашние дела, сноха стирает, Дарья вышивает рубаху брату Василию («Грудь братчику вышиваю, нынче у всех вышиты так — мода»), Матрена рубит хворост, а Илья, немного отдохнув («Надо полежать, пока щи по ногам разойдутся»), отправляется снова на заготовку дров. В 6 часов вечера пьют чай из самовара, мужчины разговаривают о фабричных делах. Вскоре ужинают и ложатся спать. Все спят, кроме Матрены, которая убирает посуду после ужина».

 А вот как описывает физические свойства крестьян корреспондент из деревни Велени Лужского уезда:
«Крестьяне росту среднего с открытым взглядом, ровной самоуверенной походкой. Борода большая, окладистая, волосы длинные, стриженные в кружок. Мужчины к тому же сильные, крепкие, сухощавые. Мужиков с придурью и идиотов нет. Женщины красивы: черты лица правильные, здоровый вид, как и у мужчин. Сила крестьянская такова: во время луговых работ две девки или бабы могут унести копну сена не менее 15 пудов (245 кг). Выносливостью и силою отличаются мужчины. Например, при работе на пароходах свободно переносят грузы весом 10—12 пудов. Мужчина свободно несёт с берега на пригорок груз весом в 4—5 пудов (80 кг). Правда, встречаются и «мякони» — рыхлые натуры, не выдерживающие продолжительных работ, но их немного».

Другой корреспондент из села Макарье Нижегородской губернии добавляет: «крестьяне физически сильны, проворны, ловки. Особо подчёркивается здоровье. Зрение и слух хорошие. Из двухсот семейств села Петракова Владимирского уезда страдало близорукостью одно. Очки, если и носят, то начиная с 50—55 лет. Пожилые в 60 и 70, нередко и в 80 и 90 лет хорошо видят и могут работать. Глуховатые встречались чаще, даже среди молодых. Жару переносят хорошо, к холоду малочувствительны по причине регулярного закаливания с детства. Сами крестьяне этот факт объясняли тем, что «кожа их толще». В 30-градусный мороз мужчины ходят в тулупе нараспашку, иной раз в старых и худых кафтанах молотят хлеб, дрова рубят. Летом, в июле, когда жара достигает 37 и 40 градусов, жнут рожь, не имея на голове ничего, и работают ежедневно по 14-15 часов в день».

«Мужчины волосы стригут в кружало (кругом ровно), - пишет корреспондент из села Боровое Енисейской губернии, - делают многие с вершинки до лба ряд гребнём или расчёской; волосы мажут маслом коровьим, деревянным, постным. Старики носят длинные волосы, почти до плеч и редко чешут их. У женщин замужних плетутся две косы, на концах связываются косоплётками (тесёмки). Косы складывают вокруг головы, выше висков и ушей, а посредине головы – ряд. У девушек одна коса, её носят, спуская по спине и ряд на голове. Любимые цвета одежды – красный (самый любимый и общеупотребительный), белый, розовый, голубой, синий, чёрный... Украшения – гарус чёрный (на шубах, фартуках, сарафанах), белый гарус, кружева, ленты, шёлковые шнуры, позументы, бахрома... Девушки окрашивают брови и волосы (парни – усы), белятся и часто румянятся».

«Красота в девице не главное, - пишет другой корреспондент. - Главное — это рост, толщина девки. Потому, чтобы казаться выше и толще, набивают соломы в сапоги, надевают побольше одежды. Так же и в парнях ценят особо рост, дородство и цвет лица. Похвала жениху: «Какой у тебя, Дуняха, жених-то, ровно бык здоровый, большой, краснорожий!» … Парень хранит целомудрие недолго – обыкновенно до 15 лет. Бывают случаи, что остаётся целомудрен и до самого брака – до 18 и 19 лет – хотя очень редко. Соседи на потерявших целомудрие смотрят с некоторым презрением; говорят, что такой малой, а сделался распутником – «непутёвым человеком».

Чем занимаются крестьяне в свободное время, описывали многие корреспонденты, но наиболее интересно следующее:
«Свободного времени за исключением праздников у крестьянина мало; в летнее время совсем нет, а в зимние вечера, если не плетутся лапти, не вьются веревки, то крестьяне рано ложатся спать, чтоб не жечь даром огня. В некоторых домах, где грамотный хозяин, он читает вслух псалтырь или другое что-нибудь «божественное»; если есть учащиеся дети, отец помогает сыну читать, поправляет и в то же время или умиляется грамотой сына, или напротив возмущается, если сын учит басню, стихи и т. п. … Крестьяне играют на гармониках, на скрипках, балалайках, на дудках, на гуслях. Есть специалисты, которые приглашаются преимущественно на праздненства - они очень уважаемы. Иногда крестьяне вместе собираются и поют в несколько голосов песни и романсы, в унисон».

«Крестьяне добродушны в большей массе своей, любят ходить в гости и гостей любят, детей малых любят и стариков уважают…Взрослые при встрече обмениваются словом «Здорово», так все: и знакомые, и незнакомые, знакомые иногда подают руку; женщины-родственницы целуются. По имени и отчеству называют только особенно уважаемых; большею частью прибавляют «сват», «кум», «сваха» (что очень распространено) и называют только по имени. Разговоры заводят больше на темы о работах, хозяйстве, если сходятся, например, у колодца:
— Здорово, Наталья Ефимовна!
— Здорово, тета Любея! Что сегодня делаешь-то? Лень-то измяла ли?
— Да, матка, измяла, терплю, слава Богу!
— Ой, я так и не зачи-и-и-нывала (любят вытягивать какой-нибудь слог), с капустой связалась, просто отделать не можем, да и тяпок-то нету!
— Да приходи, я дам, у меня во-о-о-стрые, хоро-о-ошие!..

При входе в избу три раза крестятся, хозяину, хозяйке, деткам говорят: «Здорово, Егор Прохорыч, тета или кума Парасковья, здорово, детки!» «Беседуй, тета Катерина!» (словом «беседуй» обращаются к гостю и гостье). Входящий в беседу говорит: «Беседуйте, барышни!»
Ласкательные приговоры: желанная, свет мой белый, родимый, кровь ты моя горячая, болезная. Уничижительные: гиль! лупоглазый чёрт, рыло косое, беспелюха!..»

Чем питались крестьяне в будние дни и праздники, описал корреспондент из села Новое Курской губернии: «Ежедневная пища крестьян состоит из хлеба, картошки, кваса и молока, у кого оно есть. Мясо бывает у них на столе только два раза в год: в Пасху и Рождество, а у зажиточных и по воскресеньям… Во время голода примешивают лебеду, а больше всего желудковую муку.
Скудной пищей считается хлеб да вода; изобильной, лакомой – лапша, блинки, поросёнок жареный, яичница, гречневая каша. Самым почётным угощением - сладкий или мясной пирог. Садятся за стол все вместе. Остерегаются есть чужой ложкой, говоря: «Я без своей ложки не наемся!» Глава семьи имеет преимущество: мясо из щей никем вперёд не берётся; когда он начнёт, потом – и все остальные. Из домашних напитков в быту крестьян употреблялись два: белый квас и брага. Квас ведётся у них постоянно, без перевода, а брагу делают два-три раза в год».

«”Муж есть кормчий, а жена судно” — говорит народная пословица. Так и живут крестьянские семьи. Муж обязан не только кормить, но и полностью содержать жену: одевать, обувать, дать помещение и топить его. Жена, в свою очередь, должна знать второе место в доме, почитать мужа как главу семьи и хозяина и вести всё хозяйство». Но это правило, по замечанию одного из корреспондентов, может быть нарушено при неравном браке — муж беден, а жена из зажиточной семьи — тогда глава семьи в зависимости от своей «половины» и вынужден угождать ей.

«Власть мужа безгранична при полном повиновении жены, однако права «живота и смерти» муж не имеет. Мужья часто бьют жён, особенно под пьяную руку, но если доходит до увечья, то несчастная может обратиться в волостной суд, а народное мнение по этому поводу таково: «Коли вздумал учить, то учи втихомолку, чтоб люди не знали». Если жена подаст прошение в волостной суд, но не добьётся раздельного жилья, то будет бита впятеро».

Многие корреспонденты сходятся в том, что «удалённая работа» - то есть на фабриках, куда крестьяне ходят на заработки, приводит к безнравственному поведению и рушит семьи: «Не только мужья бросают жён, и жёны уходят от мужей, но встречаются такие вдовы и даже замужние женщины, которые открыто принимают кого угодно. Хотя разводов почти не бывает, но случаи отдельного жительства мужа и жены случаются часто».

Отношения между родителями и детьми в крестьянских семьях строились на уважении и взаимопомощи, обязанности были строго распределены. «Дети начинают помогать родителям с 8-10 лет. С того момента, когда дети начинают «добывать» (приносить деньги в дом), они считаются работниками и помощниками. Это — первое правило. Второе правило: только старость или болезнь заставляют крестьянина сидеть дома. В таком случае забота о прокормлении родителей ложится на детей… Существует убеждение, что Бог наказывает за неуважительное, грубое отношение к родителям. Считается также, что наказание за непочтительное отношение к матери будет сильнее, чем за таковое к отцу. «Проклятие матери так сильно, что и земля не принимает проклятого».

Правило третье: сын без согласия родителей не может уйти из дома. За самовольный уход от отца сын подвергается наказанию волостным судом. Власть родителей распространяется и на взрослых детей...
Правило четвертое: обязанностью родителей является кормить детей, учить их страху Божию, знакомить с сельским хозяйством, приучать к ремеслу, заботиться об их будущем (выдавать замуж, женить)…»

Среди крестьян встречались и бедные, и богатые. «Зажиточный пользуется большим уважением со стороны односельчан. При встречах богатого и бедного, последний снимает шапку и кланяется, в то время как богатый только приподнимает свой головной убор. Здесь сказывается то, что умение нажить копейку служит в глазах местного населения мерилом ума, характера и вообще достоинства человека.

Равенство людей одного имущественного положения нарушается отношением к женщине. Мужчины считают себя выше женщин, которые должны оказывать им знаки почитания: встречаясь кланяться первыми и не переходить дороги…
Между крестьянами есть много личностей, выдающихся благотворительностью. Жертвуют бедным, сиротам, вдовам, больным - преимущественно на покупку скота, орудий земледельческих, на постройку дома, или даже на пищу, лекарство. Жертвуют и на украшение храма...

К нищенству относятся снисходительно: сирот, калек, вдов жалеют. По обычаю нищенство не запрещается. Наоборот, нищий считается божьим гостем, которого грешно не накормить, не подать ему. Особые побуждения при подаче милостыни втайне. Такая милостыня скорее дойдёт до бога, особенно при разных болезнях и несчастиях».

Также опрашиваемые отмечали, что крестьяне стали мало пить крепкие напитки, в основном выпивают - на праздники. «Мужское население отнеслось с большим интересом и сочувствием к введению винной монополии, тем более узнавши, что водка будет в посуде продаваться много дешевле, чем в прежних кабаках и трактирах. Женское население ждало эту меру с ещё более живым интересом, как ведущую к обузданию пьянства мужей и сыновей. Прежде деревенец отдыхал от дневных трудов в кабаке. Теперь же он дома в своей семье и деньги целы, которые прежде были пропиты в кабаке. Образумились деревенцы! Нет больше в деревне убийств, происходивших в пьяном виде, нет опившихся.
Весьма сочувственно отнеслось население ещё к тому, что с введением винной монополии не будет фальсификации в водке. Тогда как прежде сидельцы питейных заведений с ведома своего хозяина или тайно от него разбавляли её водой».

«Крестьяне лечатся более у знахарей, но иногда, если больной чувствует, что близка его смерть, обращается к врачу. К лечению вспрыскиванием сыворотки дифтерита относятся как к умнейшей выдумке докторов. Убедились на опыте: это средство очень скоро помогает и спасает почти всегда от верной смерти.

Крестьяне убеждены, что холеру распространяли попы, господа и доктора. Будто бы поздно вечером или рано утром поп и барин - оба во всём белом - были на реке и что-то сыпали в воду из порошка, и это не что иное, как холера. Холеру же им присылали в порошках из тёплых стран, где она никогда не переводится. Чтобы они её пускали, их подкупали, чтобы меньше народу осталось, т. к. народ увеличился до того много, что и негде жить стало ему. К этой беде хоть и относились тревожным образом, боясь заразиться, но не исполняли никакие санитарные меры, советы медицины, потому что не верили ни во что, подозревали всех. Вместе жили, ели, пили с холерными больными, целовали умерших. В народе есть убеждение, что повальная болезнь непременно прекращается, если зарыть живого человека в могилу. И есть предания, что в старину так и делали, и болезнь прекращалась немедленно.

К операциям народ относится с большим страхом. По их мнению, врачи любят резать людей. Хотя женщин-врачей нет в данной местности, но крестьяне слышали, что в России есть они. По их мнению, лечить людей – не бабье дело.

До родов беременная перестаёт работать за час. После родов встаёт на другой день, иногда – в этот же. Считается, что беременная с акушеркой, которая требует «всё чисто и ругается, что всё грязно - и бельё на роженице, и постель», родит тяжелее, чем с простой бабой-повитухой, которая требует только «винца», которого даст роженице для силы и пьёт сама, чтобы получше помочь ей родить».

/ История России /























08 Мая 2024, 17:40
Ответ #1
Оффлайн

мишаня

Колючая команда


09 Мая 2024, 00:34
Ответ #2
Оффлайн

Миссис уксус

Колючая команда



09 Мая 2024, 02:15
Ответ #3
Оффлайн

germania

Колючая команда

Миссис уксус, интересно познавательно!КАкие Ретро фото   чудо!!!! :dart: :dart: :dart: :applo2: :applo2: :applo2: :applo2: :lasso3:

09 Мая 2024, 02:45
Ответ #4
Оффлайн

Пуся-Вера




10 Мая 2024, 00:01
Ответ #5
Оффлайн

Миссис уксус

Колючая команда

Миссис уксус, интересно познавательно!КАкие Ретро фото   чудо!!!! :dart: :dart: :dart: :applo2: :applo2: :applo2: :applo2: :lasso3:
Олечка! Спасибо!  :love005: :165:

10 Мая 2024, 00:02
Ответ #6
Оффлайн

Миссис уксус

Колючая команда



Теги:
 
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка: