Классическую музыку можно услышать не только в концертном зале. Она часто звучит в кино, в рекламе иногда используется. А еще очень-очень часто серьезную музыку можно встретить... в мультиках. В "Смешариках" много отрывков из классической музыки. И в "Tom & Jerry". Дети частенько напевают потом, не ведая, что мурлычат классические мелодии.
В большинстве мультов музыка служит только как вспомогательный фон для основного действия, дополняя сюжет, усиливая впечатление. Но есть такие мультфильмы, где музыка является главным действующим лицом или выполняет особо важную роль в развитии сюжета. Как, например, в остроумной работе режиссера Карло Вогеле "ПОТАЕННАЯ СЛЕЗА (США, 2011).
Этот режиссер знаменит своей смешной предметной анимацией с самыми разными героями: носки, сосиски... Он взял знаменитую арию Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» в исполнении великого Энрике Карузо, и представил ее как скорбную предсмертную песнь рыбы на пути от рынка до сковородки. Фильм этот имел огромный фестивальный успех. А Карло рассказывал, с какими трудностями ему пришлось столкнуться в процессе сьемок: свежая рыба все время протухала и разваливалась, а новую точно такую же найти было непросто.
БОЛЕРО" (Россия, 1992) - картина режиссера Ивана Максимова. Сам Максимов в шутку называл эту работу «фильмом повышенной духовности».
Сюжета в мультфильме как такового нет. Мультфильм представляет из себя лишь ироничную визуализацию музыки Мориса Равеля "Болеро", где одна и та же мелодия повторяется в почти неизменном виде снова и снова...
И не совсем мультфильм, а скорее полнометражный фильм итальянского режиссера Бруно Боццетто (Италия, 1976). Называется «ALLEGRO NON TROPPO» (это музыкальный термин, означающий «не слишком весело»).
Этот фильм по сути является ироничной отсылкой к ранее созданному музыкальному мультфильму "Фантазия" Уолта Диснея.
Здесь есть попытка построить сквозной сатирический сюжет: вместо знаменитого оркестра — оркестр из каких-то бедных старушек, самодовольный и безграмотный комментатор, грубый бугай-дирижер, «свободный художник», вынутый из тюрьмы. Все это, снятое в черно-белом неореалистическом и вместе с тем издевательском духе, перемежают цветные анимационные эпизоды на классическую музыку.
Музыкальные произведения, легшие в основу сюжетов фильма:
«Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси (на видео с 9:10)
«Славянский танец №7» Антонина Дворжака (22:30)
«Болеро» Мориса Равеля (30:20)
«Печальный вальс» Яна Сибелиуса (47:50)
«Концерт До мажор» Антонио Вивальди (57:30)
«Жар-птица» Игоря Стравинского (1:05:30).
Если нет времени или лень смотреть целиком, можно ограничиться эпизодом Славянского танца (с 22:30). Здесь история про то, как мизантроп поплатился за свои козни.