В эрмитажном отделе «Музей Императорского фарфорового завода» есть уникальный экспонат из фарфора – белый букет на голубом пласте. Способ изготовления цветов с тонкими стеблями и тычинками, с полупрозрачными лепестками и сегодня остается секретом...
До недавнего времени автором этого шедевра считался Петр Ульянович (Иулианович) Иванов – мастер Императорского фарфорового завода, составитель фарфоровой массы.
Правда, не было понятным, почему спустя семь лет после его смерти, случившейся в 1831 году, газета «Северная пчела» пожелала мастеру Иванову «цветы одобрения и радости». Старшему научному сотруднику отдела Наталье Петровой удалось справиться с загадкой.
Дело в том, что на Императорском фарфоровом заводе в одно время с Петром Ульяновичем Ивановым работал скульптором его однофамилец, только звали его Петр Иудович. Именно он, по всей видимости, и был автором фарфорового букета.
Подробности его биографии удалось найти в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и Российском государственном историческом архиве
Выяснилось, что Петр Иудович Иванов, появившийся на свет в 1806 году, был незаконнорожденным. Его мать была вольноотпущенной от Алексея Алексеевича Случановского, служившего помощником директора Императорского фарфорового завода. Предполагаемый отец Петра Иванова, петербургский купец Иуда Иванов, скончался в 1807 году в возрасте 65 лет и был погребен на Фарфоровском кладбище. Его завещание было, по свидетельству священника церкви Преображения Господня при фарфоровом заводе, «за неумением грамоте и неимением глазами зрения неподписано, а словестно удостоверено при исповеди».
Иуда Иванов завещал все свое имущество вольноотпущенной девице Елене Алексеевой как «жившей у него в услужении» и ее сыну (его имя не называлось). Детей у Елены было трое: Иван, Петр и Мария. Все они числились незаконнорожденными, так как их мать оставалась «вольноотпущенной девицей».
Из найденных архивных документов понятно, что наследство, полученное Еленой Алексеевой от Иуды Иванова, позволяло ей жить безбедно.
Так, в числе унаследованного имущества был кирпичный завод в Смоленской ямской слободе. Земля, на которой размещался завод, принадлежала слободским ямщикам, и Елена Алексеева заключила с ними 2 апреля 1807 года контракт на аренду земли. Согласно договору, Елена отдавала имущество этого завода в содержание купцу Ивану Семеновичу Жерихову. Видимо, Елену связывали с ним давние отношения: он был крестным отцом ее сына Петра.
Контракт с Жериховым был заключен 5 января 1808 года. Однако вскоре между владелицей завода и арендатором возникли разногласия. Елена обратилась в земский суд, заявляя, что, по условиям контракта, ей полагалось получать 50% барышей в течение семи лет использования завода. В свою очередь Жерихов предъявил суду контракт, в котором это условие вообще не упоминалось. Допрошенные ямщики Смоленской слободы подтвердили, что Жерихов распоряжался имуществом кирпичного завода в свою пользу. Показания свидетелей, на которых рассчитывала Елена, ничего не дали...
21 октября 1811 года Петр Иванов вместе со своим старшим братом Иваном по именному высочайшему указу был приписан к Императорскому фарфоровому заводу навсегда в мастеровые.
В 1819 году они числились резчиками. По-видимому, Петр был более искусным: он получил должность подмастерья в 1833 году, а его старший брат – только в 1836-м. Мастером фарфорового завода Петр был определен в декабре 1837 года, а Иван – в апреле 1838-го.
За безупречный труд Петр Иванов был в разные годы награжден серебряной и золотой медалями с надписями «За усердие» на Анненских лентах для ношения на шее. Он скончался 10 февраля 1856 года. После его смерти вдова Пелагея Ивановна получила пенсию – 75 руб. серебром в год. Тогда это была максимальная пенсия, которую могла получить вдова мастера Императорского фарфорового завода.
Сыновья Петра Иудовича Иванова, так же как он, работали на фарфоровом заводе. Его потомки и сейчас живут в Петербурге.
Что же касается секрета изготовления фарфорового букета, то встречаются сообщения о том, что он все же был раскрыт работавшими на фарфоровом заводе супругами Пименовыми, якобы повторившими знаменитый букет.
Однако их опыт по каким-то причинам не получил распространения...
Вера Андрейчева