Можно сказать, что именно великий Александр Сергеевич первым запустил своего рода эстафету, затянувшуюся на века. Затем к ней подключились другие авторы, неоднократно упоминавшие в своих произведениях так называемого «черного человека». Что это был за образ – мистическое порождение глубин сознания или олицетворение человеческой совести?
Критики и простые обыватели ведут нескончаемые споры по этому поводу уже третье столетье подряд. И сходятся в одном, что образ был предвестником глобальных перемен и скорого завершения земного пути.
И история подтверждает, что после упоминания этого персонажа в стихах большинство поэтов в скором будущем действительно покидало этот мир. И не суть важно, в каком контексте был упомянут этот образ. Он свидетельствовал не просто о таланте, а о гениальности автора, которому явился:
«Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит».
После Пушкина обращаться к этой теме пытались многие. Но потуги большинства оказались безуспешными. А вот Есенину искренне веришь. Свое произведение – целую поэму поэт вынес на суд читателей в 1925 году. Только самому Сергею Александровичу удавалось прочесть ее с той особенной нужной интонацией, позволяющей передать всю глубину, трагичность и безысходность. В конце автор вступает в прямой диалог с персонажем, но читатель так и не может понять, кто именно скрывается за черной пеленой тени:
«Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх».
Есенинский черный человек словно призывает поэта ответить за все свершения, так как время пришло, заостряя внимание на самых темных моментах жизни. Со свойственным ему темпераментом поэт пытается спорить:
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Баталии по поводу этого персонажа продолжаются и по сей день. Так, поэт и публицист Дмитрий Быков настаивает, что для Есенина черным человеком был Владимир Маяковский, пытавшийся спасти его через осуждение. Это был, в общем-то, характерный для него прием, поэтому версия выглядит вполне правдоподобно.
И, наконец, последний странный персонаж, достойный внимания, появляется у Высоцкого. Черный человек с какой-то житейской хитростью уходит от прямого диалога и выступает в качестве наблюдателя. Высоцкий, в отличие от предшественников, искренне и прямо все о себе рассказывает, осознавая ответственность, налагаемую гениальностью:
«Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».
Я суеверен был, искал приметы,
Что мол, пройдет, терпи, все ерунда...
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: «Больше - никогда!»
Вокруг меня кликуши голосили:
«В Париж мотает, словно мы в Тюмень,-
Пора такого выгнать из России!
Давно пора,- видать, начальству лень».
Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам - берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.
мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья - известные поэты:
Не стоит рифмовать «кричу – торчу».
И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято,-
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано».
Источник:
ссылка © Realfishki.net