Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Записи турецкого путешественника 17 века о встречах с ведьмами и вампирами (Интересное и необычное) от Агатах 2. Ксения Задойнова в прямом эфире 27.01.2023. (Дом 2 новости) от МарфаВасильнаЯ 3. ФСБ: под Москвой задержаны восьмиклассники, повреждавшие ж/д пути по заданию из (Важные новости, события и политика) от БаБуКа 4. Замужество- тест на повиновение. (Колючие разговоры обо всём) от Пидя 5. Иран грозит Киеву ужасающими последствиями (Важные новости, события и политика) от Венди 6. Кошичкина полиция свеженькое)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Венди
7. ВС РФ уничтожили британских инструкторов морского спеццентра в Очаково (Важные новости, события и политика) от ariana7878 8. "Исповедь " Шамана (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Юлич 9. Первые кадры начала штурма Угледара морской пехотой Тихоокеанского флота (Важные новости, события и политика) от 100 лет 10. Эрдоган усомнился в квалификации Макрона для руководства Францией (Важные новости, события и политика) от Чулпан Чумоданова 11. Тяжелые бои под Бахмутом (Важные новости, события и политика) от NATALIG 12. Навальный пожаловался, что к нему в ШИЗО в пятый раз подселили бездомного (Важные новости, события и политика) от Агатах

Военно-полевой Роман. Зачем Вера пригласила Любу к новогоднему столу  (Прочитано 2961 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн мишаня

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 63427
  • Имя: Татьяна
  • Карма: 155539
18

ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАН. ЗАЧЕМ ВЕРА ПРИГЛАСИЛА ЛЮБУ К НОВОГОДНЕМУ СТОЛУ?





Мне очень нравятся фильмы Петра Тодоровского. Они атмосферные, сочные ведь характеры героев тщательно "прорисовываются" с помощью костюмов, интерьеров с огромным количеством едва заметных и вместе с тем красноречивых деталей, позволяющих прочувствовать дух эпохи. А вот человеческие отношения Тодоровский умел показать абсолютно вне привязки ко времени. В его фильмах жизнь и отношения показаны без пафоса советской идеологии, согласно которой думать о себе — стыдно и не по-товарищески. Герои Тодоровского не выглядят лучше, чем они есть на самом деле. Они ищут простого человеческого счастья и нередко ошибаются на своем пути.


А еще мне нравится, как Тодоровский изображает женщин в своих фильмах. Вернее, те женщины, о которых он снимал свое кино — взрослые женщины, настоящие женщины. Те, что не врут себе и готовы нести ответственность за исполнение своих желаний, бороться за свое счастье.

Женщины у Тодоровского — это именно женщины, а не инфантильные девочки, наивные и восторженные. Они расчетливы, умны, коварны, хладнокровны, собраны. Такие женщины всегда добиваются своих целей, потому что уверены в себе и принимают правила рисковой игры под кодовым названием "Любовь".

"Военно-полевой роман" (1983) — уникальное явление в советском кинематографе, потому что в нем тема супружеской измены показана сквозь призму самого трагического события XX века — Великой Отечественной войны, вернее, ее отголосков. Это существенно смещает нравственные акценты, смягчает остроту ситуации и отсылает к... вечному, непреходящему: семье и месту, которое в ней занимает женщина. А она ни много, ни мало — ее центр. Именно женщина, подобно древнему атланту, держит свод семейного благополучия на своих хрупких плечах.

Для меня именно Вера Нетужилина — центральный персонаж "Военно-полевого романа". Не ее упоротый муженек, не разбитная подруга давно погибшего комбата Люба, а именно хрупкая, утонченная, артистичная Вера.




Вера — сложна и многогранна, в то время как Саша и Люба — просты и незатейливы, как картинки-переводки. Он крутит кино, она продает пирожки. Даже пройденная ими война не добавила им глубины. Встретились два совершенно неподходящих друг другу человека и... познали любовь.



Впрочем, любви со стороны Любы не было и в помине. Жизнь ее побила, забрала комбата. У бывшей королевы полка от былой роскоши не осталось ничего, кроме звонкого, заразительного смеха. Люба живет в полузабытьи и, встретив мужика поперспективнее, чем пьющий наглый Гриша, все равно, лежа с дочкой в постели, напевает "Риориту":
На площадке танцевальной кружится народ / На площадке танцевальной сорок первый год...

"На войне у меня было все", — говорит она Нетужилину, готовому бросить к ногам Любы все, что у него есть. А именно: желание привести ее внешность в божеский вид, улучшить жилищные условия путем ходатайствования в райисполкоме и водить к себе в кинобудку на бесплатные сеансы. Негусто. Но на безрыбье и рак рыба, и Люба соглашается на ухаживания этого странного мужчины-мальчика.

В те годы спрос на мужиков был огромный. Саша, Люба и Вера примерно одного возраста, они только вступали во взрослую жизнь, когда началась война. Женщинам именно из того поколения выпал самый большой объем одиночества в процентном соотношении. Но Вера выбрала Сашу не по принципу "дурной да хромой, но мой". Нет, она искала именно такого, как Александр.

В отличие от Любы, которая готова смотреть сквозь пальцы на все недостатки, кроме одного, Вера требовательна. С кем попало жить она бы не стала. Но на некоторые компромиссы с Сашей ей все же пришлось пойти. Едва ли Александр был эталоном мужественности для Веры, но, как умная женщина, она понимала, что лучше среди тех, кого пощадила война, а главное, более подходящего ей, она могла не найти.



Саша инфантилен, незрел, витает в облаках и прячется от мира в защитной скорлупе маленькой кинобудки. Глава их семьи, разумеется, Вера. Она жена-мама, но вынужденно, поневоле. Очень трудно жить с мужчиной-ребенком и не проникнуться к нему материнскими чувствами. Тем более, если ты педагог! Ведь Саша так трогателен и непосредственен. В свои 30 с лишним он по-прежнему по-детски наивен и совершенно не приспособлен к жизни.


Но он очень подходит интеллигентной Вере. Они оба любят искусство, играют на фортепиано в четыре руки. Александр тащится от театральных талантов жены. И совершенно не против, чтобы его жизнью распоряжалась Вера. Он покладистый и рассеянный, а Вера — властная и собранная, но ловко скрывает это от мужа под маской своей творческой чудаковатости.

Вера в отличие от Саши — кремень. Похоже, она из "бывших", это можно предположить из слов Саши о том, что когда-то верина семья занимала всю коммунальную квартиру, в которой теперь они владеют лишь маленькой узкой комнатушкой. У Веры хорошее образование, она умна и практична. Но помимо этих качеств, роднящих Веру и с ранней советской интеллигенцией, в глаза бросается ее мужество и умение мыслить фундаментально, стратегически. А дворяне, как известно, учили детей не только языкам и музыке, но и всевозможными способами развивали в них силу характера и целеустремленность. А Вера умеет добиваться своего не хуже, чем пробивная, хабалистая (чего уж там!) Любовь!

Этим они с Любой похожи, именно поэтому они и нашли общий язык. У Любы тоже не забалуешь, поэтому у них с Нетужилиным и завязался роман. Такой мужчина может быть только с сильной властной женщиной. С подобной себе девочкой-фечкой Саша бы не смог. Но если внешность у Любы (принарядившейся и причесавшейся) действительно эффектная, то в культурном плане ей дать Александру абсолютно нечего.




А ведь Саша — человек искусства (как он сам считает) и любит все прекрасное. Реальность с пирожками, обмороженными пальцами и ужасным бытом любиной коммуналки быстро бы надоела Нетужилину, и он бы просто от нее сбежал. Именно это и объяснила ей Вера, пригласив пассию мужа к новогоднему столу.




Некоторым зрителям сцена с веселыми фокусами, где Вера и фокусник, и конферансье в одном лице, кажется квинтэссенцией самоуничижения. Делать вид, что все в порядке, развлекая любовницу мужа, который с идиотским восторгом смотрит то на жену-фокусницу, то на свою ненаглядную Любу — разве можно так унижаться?

У такого поведения Веры есть несколько причин. Во-первых, она любит Сашу, привыкла к нему, у нее планы на совместную жизнь с ним. Конкретно для Веры — Саша практически идеальный вариант. Разве можно представить ее рядом, например, с героем Проскурина? Это в наши дни мужчин, которые до 35 лет живут с мамой, а потом переходят под крыло жены, пруд пруди. А тогда они были резкие, грубые, жесткие, независимые. Дворян и интеллигенцию репрессировали. Затем война. Каким-то чудом судьба свела Веру с мягким, любящим искусство Александром, который никогда не стукнет кулаком по столу и не станет разговаривать с ней в грубом приказном тоне.

Вера мазохистична, и это в ней отталкивает. Но ей можно только посочувствовать. Она стала такой еще до встречи с Сашей из-за трагических событий в своей семье. Ведь понятно, что родные Веры, которым до войны принадлежала целая квартира в центре Москвы, ее не пережили! И эти боль и принятие неизбежного навсегда отпечатались в ее характере.




Но вместе с тем Вера не так беспомощна, как кажется. Она не боится встретиться с соперницей лицом к лицу. "Я действительно пришла посмотреть, чем это вы лучше меня". Но сделала она это не только чтобы пострадать: Вера намерена бороться за Сашу. Преимущества соперницы ее не пугают. Ох, будьте всегда начеку с педагогами! Воистину, это страшные люди! Они всегда готовы блефовать, импровизировать и добиваться своего! Иначе в нашей профессии нельзя)!

В итоге при первой встрече Вера разнесла Любу всухую. Во-первых, мгновенно сориентировавшись (а реакция у опытных педагогов не хуже, чем у оперативников), ткнула в ее невоспитанность и некультурность, сразу же оказавшись в более выигрышной позиции. Любу, выражаясь современным языком, затриггерило, ведь она и писала-то с ошибками. Она предприняла попытку атаки, противопоставив вериной интеллигентности свою разнузданную сексуальность, посулив отбить у той мужа. Но Вера атаку отбила, одним выстрелом уложив двух зайцев: жирно намекнула, что Александр такое не потянет. Обнародование сего факта было неприятным сюрпризом для обоих любовников, заставив их сомневаться и в самих себе и в друг друге.

Заметно разозлившаяся Люба попыталась втянуть в дуэль Александра, но переоценила свое значение для него. Любовь любовью, но перечить мамке жене Сашенька не мог и вместо ответа начал яростно вгрызаться в яблоко. И контрольным выстрелом стал уход Веры: даже если бы Люба не почувствовала угрызение совести и не пошла бы к Нетужилиным, их романтИк с Александром все равно был бы безнадежно испорчен.





Да, новогодний вечер и выступление перед не спускающим глаз со своей Прекрасной Дамы мужем Вере дался нелегко. Но благодаря своей выдержке она смогла составить представление о Любе и причинах, по которым Саша так крепко на нее запал. И уже к середине вечеринки Вере стало понятно, что Люба не пара ее Александру, а значит, этот фарс с фокусами уже был отыгран не зря. Вере хотя бы стало спокойнее за свое будущее.




Ее самоотверженность дает неожиданный результат: Люба, проникнувшаяся интеллигентской, творческой атмосферой в доме Нетужилиных и неординарной личностью самой Веры вдруг выходит из своей затянувшейся послевоенной депрессии. Она вдруг сознает, что жизнь продолжается, а она молода и красива. Одевается в нарядное платье, прихорашивается и отправляется к зампреду в неприемный день, словно отвоевывая назад у жизни все, чем та ее обделила.

И именно рядом с таким мужчиной, как зампред райисполкома Люба и будет на своем месте. Саша ей не нужен. Он нужен Вере, а Вера ему. Знаю, что многие считают этот фильм непонятным и тяжелым. Не соглашусь. Фильм пронзительный, глубокий и динамичный. Просто в "Военно-полевом романе" отношения между мужчиной и женщиной в семье показаны в том аспекте, который никто не хочет примерять на себя.

А фильм хороший. Фильм о том, что каждый должен быть на своем месте. И за это место порой приходится бороться. А без борьбы не будет побед, не будет того, что ты любишь и к чему стремишься.

И опять, как и в "Анкор, еще анкор", в "Военно-полевом романе" Тодоровский показывает, как безгранична власть умной женщины над мужчиной, которого она считает своим.


ссылка





Онлайн собака-кусака

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 260122
  • Имя: Наталья
  • Карма: 2376762
А дворяне
Ну почему сразу дворяне-то? Выше совершенно в точку говорится об интеллигенции. Верина семья могла быть семьёй врача или учёного, музыканта и тд.

На фото красивое платье Любы не что иное как нижнее бельё, из трофейного. Платья в бельевом стиле появились гораздо позже. Могу ошибаться *очень давно этот фильм смотрела, но вроде бы Вера и по этому проехалась тоже*.

Онлайн Алисачудес

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 34101
  • Карма: 278397
Мишанечка  :flower3: люблю этот фильм, Чурикова умеет играть такие вот роли - некрасивых красавиц

Онлайн собака-кусака

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 260122
  • Имя: Наталья
  • Карма: 2376762
И да, Чурикова бесподобна. Герой Бурляева вымораживал своей бесхарактерностью, по мне так тряпка, но Вера хоть знала, как с ним сосуществовать, а Люба не имела понятия.
мишаня:flower3:

Онлайн BOLGARKA

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 15573
  • Карма: 56681

Оффлайн Москванерезиновая

  • Профиль на проверке
  • Друг
  • Сообщений: 7031
  • Карма: 365
Думаю, что правдоруб Тодоровский просто хотел приоткрыть замалчиваемую тогда тему походно-полевых жен, ППЖ. Что и сделал.

Оффлайн Тань

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 12366
  • Карма: 27973
Не люблю этот фильм, не знаю почему.
Чурикова  :268:

Оффлайн ruslana

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 24271
  • Карма: 63286
хороший фильм
прекрасный разбор
и хорошие воспоминания о фильме
спасипка автору СТ :flower3:

Онлайн собака-кусака

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 260122
  • Имя: Наталья
  • Карма: 2376762
хороший фильм
Захотелось посмотреть ещё раз. В далёкой молодости Вера показалась жалкой и немного нелепой в борьбе за очень сомнительный приз, который и без всех ухищрений сам бы вернулся со временем. А Люба вызывала удивление в том смысле, что комбату о чём с ней было дружить, кроме койки? Как и райисполкомовской шишке *кстати, наверняка у той шишки семья имелась*.
По прошествии стольких лет хочется проверить впечатления.

Оффлайн ruslana

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 24271
  • Карма: 63286
Захотелось посмотреть ещё раз. В далёкой молодости Вера показалась жалкой и немного нелепой в борьбе за очень сомнительный приз, который и без всех ухищрений сам бы вернулся со временем. А Люба вызывала удивление в том смысле, что комбату о чём с ней было дружить, кроме койки? Как и райисполкомовской шишке *кстати, наверняка у той шишки семья имелась*.
По прошествии стольких лет хочется проверить впечатления.
аналогично... я читала и удивлялась..
я помню Веру вот именно жалкой..
а прочитав и вспомнив фильм... вот подиж ты что возраст делает с точкой зрения..
все течет.. все меняется..
это как книгу- сколько раз читаешь и все время что то новое открываешь
недавно перечитала Гюго "человек который смеется".. блин буря новых эмоций..
так и тут

Онлайн собака-кусака

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 260122
  • Имя: Наталья
  • Карма: 2376762
аналогично... я читала и удивлялась..
я помню Веру вот именно жалкой..
а прочитав и вспомнив фильм... вот подиж ты что возраст делает с точкой зрения..
все течет.. все меняется..
это как книгу- сколько раз читаешь и все время что то новое открываешь
недавно перечитала Гюго "человек который смеется".. блин буря новых эмоций..
так и тут
Да, возраст меняет мировоззрение, тут согласна. Книги перечитываю и фильмы пересматриваю редко, штучно. И да, много откровений случается.

Онлайн мишаня

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 63427
  • Имя: Татьяна
  • Карма: 155539

Ольга Белова

Совершенно НЕ согласна... У Тодоровского всё гораздо тоньше. И Саша просто протянул руку помощи Любе, хотя у него в глубине души остались юношеские ощущения к этой яркой "женщине на Войне". Но там, но Войне, а не здесь и сейчас...
Это у Любы были мысли о его влюбленности.

Ответ

Helen Pansy

Ольга Белова, если бы он просто хотел ей помочь, то обрадовался бы, что у нее наконец-то наладилась жизнь. Надёжный муж, с дочкой ладит, квартира, фронтовые друзья мужа. Куда лучше? А он устраивает сцену на лестнице, бурчит, что, мол, зампред исполкома, а лампочку вкрутить не может, потом носится ночью по улицам и лупит по водосточным трубам. О жене и мысли нет ни разу. Не надо заблуждаться насчёт таких вот Саш. Он верно говорит про себя, что злой. Есть такие - замаскированные эгоисты с хорошей социальной дрессировкой. С женой ему удобно до следующей "мечты". Нравятся ему такие бабы - сильные, резкие, сексуальные, раскованные. Впечаталось в подсознание на войне. Веру жаль. Вся жизнь - фигуры высшего пилотажа, и ради кого? Правда, после войны и выбирать особо не из кого было - лучшие погибли...

Онлайн собака-кусака

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 260122
  • Имя: Наталья
  • Карма: 2376762
Да какая Люба раскованная. Вульгарная она. В СССР секса не было, имею в виду, изобретательного и виртуозного.
Это скорее Вера могла что-нибудь пикантное на французском языке в родительской библиотеке отыскать и прочитать. И применить. Но это так, домыслы. А в итоге каждый остался при своём.

Оффлайн Благоразумная

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 62720
  • Имя: Таня
  • Карма: 285834
У меня не сложилось впечатление, что Люба и Саша были любовниками. Скорее, это было нечто платоническое.

Оффлайн assa

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 18969
  • Карма: 64904
Снгодня с подругой обсуждали этот фильм именно с точки зрения нового прочтения в нашем   нынешнем  возрасте, а не в юности, бесшабашной и бескомпромиссной.
Надо сказать, возраст в полтос   кхе-кхе...   зрелости , меня не то что бы радует, но определённо , удивляет , вот именно в плане приобретённого с годами , я сейчас не о возрастных  изменениях типа птоза и склероза, и не о материальном .  :xixixi: Но реально круто.  Вот эти "уже" и "ещё" в хрупком равновесии.   Вот бы на  этом  и остановиться.   O:-)


Теги:
 
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 6 мегабайт.
Страница сгенерирована за 0.185 секунд. Запросов: 62.