В конце 20–х годов XIX века английский писатель Ли Хант описывал Рождество как не заслуживающее особого внимания мероприятие, и вряд ли кто–то из современников мог бы ему возразить. Пуритане во времена Кромвеля искоренили вековые традиции, и к началу викторианской эпохи Рождество вовсе не ассоциировалось у британцев с веселым торжеством. Начало процесса возрождения и становления рождественских традиций было предзнаменовано в 1840 году, когда королева Виктория и ее муж принц Альберт, позаимствовав средневековый немецкий обычай, нарядили ель в Виндзорском дворце, чтобы развлечь своих детей. Однако по–настоящему общенародным праздником Рождество стало чуть позже.
В феврале 1843 года к Чарльзу Диккенсу обратился экономист Саутвод Смит с просьбой написать статью в поддержку ограничения продолжительности рабочего дня и отмены эксплуатации детского труда на промышленных предприятиях. Диккенс проникся идеями просителя и... отказал.
"…Не сомневайтесь, — писал Диккенс Смиту 10 марта 1843 года, — что, когда вы узнаете, в чём дело, и когда узнаете, чем я был занят, — вы согласитесь с тем, что молот опустился с силой в двадцать раз, да что там — в двадцать тысяч раз большей, нежели та, какую я мог бы применить, если бы выполнил мой первоначальный замысел".
Задумка писателя и впрямь была куда глубже проходной статьи для еженедельника. К католическому Рождеству того же года вышла его повесть "Рождественская песнь" про скрягу Скруджа и трех духов. Она стала первой из цикла праздничных произведений Диккенса, публиковавшихся до 1848 года. Критики были в восторге. Авторитетные литературные издания отзывались о произведении, как о шедевре, который заставляет плакать и смеяться, смягчает жестокие сердца и дарит надежду угнетенным. Книга снискала популярность у людей различных классов, поколений и достатков. Даже литературный критик Теодор Мартин, известный своим враждебным отношением к творчеству Диккенса, отмечал огромный культурный и общественный потенциал произведения.
Уже весной 1844 года журнал "The Gentleman's Magazine" отмечал резкий прирост благотворительных пожертвований, связывая его с выходом "Рождественской песни". Крупные промышленники и финансисты, великие писатели и актеры, прославленные полководцы и даже монархи после прочтения проникались духом рождественской щедрости и одаривали маломощных сограждан.
Культурный вклад произведения в жизнь англичан, а впоследствии и жителей множества других стран во всех частях света, и вовсе переоценить невозможно. Поздравление "Merry Christmas" стало сакраментальным во всем англоязычном мире. Семейные обеды с индейкой на столе, подарки, открытки, рождественские ели стали неотъемлемыми атрибутами праздника в каждом доме.