Личная драма французского художника Эмиля Мунье, которая подвигла его писать детские портреты.
Не так уж много в мировой истории искусства живописцев, посвятивших свое творчество детским портретам. Ибо, чтобы запечатлевать милых озорных и непосредственных малышей, от художника требуется безмерное чувство терпения и любви к ним. Этих качеств было предостаточно у французского художника средины 19 столетия - Эмиля Мунье, считавшегося лучшим живописцем своего времени, который посвятил себя целиком этому жанру. И его отношение к своим босоногим героям, вызывающим восторг и умиление у публики - вовсе не банальный сентиментализм, а личная драма художника.
Работая на фабрике и обучаясь по вечерам, Эмиль стал вхож в дом профессора живописи Абеля Лукаса, где познакомился с его дочерью Генриеттой. И вскоре молодой художник, без памяти влюбившись, взял девушку в жены. Однако счастье молодой пары оказалось быстротечным - через несколько недель после родов от болезни Генриетта умирает, оставив новорожденного сынишку на руках мужа. Тяжким бременем легла на плечи Эмиля потеря любимой. И он всю свою дальнейшую жизнь посвятил своему первенцу Анри, так похожему на свою мать и служившему живым напоминанием о ней.
Именно Анри в детские годы будет основной моделью для полотен своего отца. С него тот напишет множество образов милых босоногих детишек, которые и по сей день затрагивают за живое современного зрителя
После смерти Генриетты Эмиль уходит из фабрики. И полностью погружаясь в творчество, начинает давать уроки живописи на курсах для начинающих. Однажды Мунье посчастливилось познакомиться со своим кумиром и вдохновителем - Вильямом Бугро, и тот пригласил талантливого начинающего художника к себе в ученики. А со временем между художниками завязалась дружба.
Уже к 29 годам Мунье становится популярным столичным художником, обладателем трех медалей де Бо-Арц, успешно выставляется в парижском салоне. Художника современники часто называли «самым вдохновенным певцом босоногой Франции», как бы намекая на его пристрастие к сюжетным портретам милых босоногих детишек, симпатичных котят, собачек и козочек.
Так до конца жизни и писал художник сюжетные полотна - трогательные и нежные, излучающие душевное тепло и доброту с образами малышей и подростков, девушек и молодых мам. Он всю свою жизнь сожалел, что не смогла прочувствовать минуты счастливого материнства его жена, а его единственный сын был лишен материнской ласки.
Творчество Эмиля Мунье высоко ценилось, еще при его жизни, им интересовались многие европейские ценители живописи, но большая часть его работ была приобретена и вывезена в Америку коллекционером Чепменом. В настоящее время эти полотна хранятся в Музее искусств г.Нью-Орлеана
Эмиль Мунье (1840-1895)
/Великая сила искусства/