Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям


Гоголь: Мистика или миф  (Прочитано 2384 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rusalina

  • Герой
  • Сообщений: 10557
  • Карма: 20531
11
Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.

Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Ещё при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мёртвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли её в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили её на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили её на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у неё родится сын и будет жить, она назовёт его в честь святого.

Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это всё-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.

Предсказание Богородицы

Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить её руки.

Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал её. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а ещё через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребёнка?!

Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтверждёнными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!

Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.

Неизгладимый след

С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил её мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.

Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.

Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.

В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила её в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство... — я живо, как теперь, помню этот случай, — я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», - писал Николай Васильевич потом матери.

Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.

В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдём! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.

Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причём развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да ещё и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, всё-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…


Бремя страха. Летаргия

К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребённым заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.

Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.

Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала её от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по её признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на её мнение. Тем более Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.

Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причём чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днём состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…

Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шёпот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришёл в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шёпот, собственное ещё более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки - всё это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Причём о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжёг черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мёртвых душ» был кем-то сохранён, но не напечатан. Возможно, его слугой Семёном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить своё творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение ещё одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мёртвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остаётся, да, пожалуй, и останется без ответа…

Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось ещё десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!
Эксгумация могилы Гоголя

21 февраля в восемь часов утра Гоголь умер. Говорят, что накануне вечером, очнувшись от глубокого забытья, Николай Васильевич воскликнул: «Лестницу, поскорей давайте лестницу!» Это были его последние слова, значение которых невозможно сейчас и предположить. Скорее всего, начиналась агония, и Гоголь в бреду требовал какую-то непонятную лестницу. А главное, куда он собирался по ней взбираться…

Гоголь был похоронен на территории Свято-Даниловского монастыря. Существует легенда, что сначала Гоголь был похоронен за оградой Данилова монастыря, где хоронили самоубийц. Но, возможно, это географическая неточность, так как кладбище разрасталось, и ограду переносили для расширения территории. Но это укладывается в версию о том, что могилу Гоголя вскрывали дважды. Существует предание, что когда прах Гоголя перенесли с заоградной части на территорию кладбища, знаменитый коллекционер-миллионер А. Бахрушин подговорил монахов вскрыть могилу и вытащить из гроба череп Гоголя. Кстати, в Москве до сих пор существует этот музей, и в нём действительно хранятся два человеческих черепа, неизвестно кому принадлежащих. Вообще, мифы и легенды окутывали имя Николая Васильевича и после смерти, наверно, даже в большей степени, чем при жизни. Потому как история делает своё дело, а люди всегда были склонны мистифицировать и дополнять догадками те факты, которые не могли объяснить рационально.

В 1931 году Данилов монастырь решено было передать государству как детприёмник для беспризорников, а останки известных личностей, покоящихся на этом кладбище, перезахоронить на Новодевичьем кладбище. Попала в их число и могила Н. В. Гоголя. Эксгумация происходила в присутствии около 20-30 человек, среди которых были два патологоанатома, член Союза писателей Владимир Лидин, писатели Александр Малышкин, Юрий Олеша, сотрудник государственного музея Мария Барановская. Могила оказалась очень глубокой, копали долго, потом не могли найти вход в могильный склеп, в общем, гроб вскрывали уже в сумерках. Возможно, именно этим объясняются некоторые «странности», происходившие после снятия верхней гробовой доски.

Во-первых, акт об эксгумации могилы Гоголя был составлен совершенно нелепым образом: там значились только состав эксгумационной комиссии и дата. Ни свидетельств патологоанатома, ни того, что было увидено другими при эксгумации, не было. А ведь слухи рождает именно отсутствие информации. Здесь как раз и сыграл этот фактор.

Впоследствии Барановская, например, показала, что когда сняли крышку гроба Гоголя, его руки были вытянуты вдоль тела, чего не должно было быть при укладывании трупа в гроб. Та же Барановская через какое-то время сообщила, что ошиблась с руками, что не увидела в гробу головы писателя. Об этом же вопиющем факте свидетельствовал и археолог А. П. Смирнов, тоже присутствовавший при эксгумации. Видимо, это «свидетельство» и положило начало слуху об исчезновении головы Гоголя. В. Лидин написал, что голова Гоголя была повернута набок. А вот эта деталь кажется мне наиболее правдоподобной, потому что этому находится более или менее приемлемое объяснение. Дело в том, что со временем верхняя крышка гроба, испытывая сильное давление земли, начинает проседать, тем самым деформирую самую «выдающуюся» часть тела человека - голову. Этому факту есть свидетельства людей, присутствие которых при эксгумации обязательно. Так что, вполне возможно, это и произошло с гробом Гоголя. А его завещание и боязнь летаргического сна сделали остальное. И если перечислять и далее все нелепые «доказательства» того, что великого писателя похоронили заживо, мы всё больше будем удивляться и негодовать. Например, патологоанатом С. Соловьев позже заявит, что трупа не было вовсе! То есть мы видим, что единства заключений при эксгумации Гоголя не было. Либо они вообще не видели труп, либо тело было без головы, либо «наблюдалось» изменение расположения конечностей. На мой взгляд, распространение такого рода слухов было попыткой привлечь к себе внимание, хоть ненадолго любым способом побыть в тени славы гения русской литературы! Вот такой пиар. Литературное наследие В. Лидина невелико и, конечно, не так значительно, как творчество Гоголя, и его имя дошло до нас только потому, что он присутствовал при перезахоронении гениального писателя. При этом он пишет, что на Гоголе был надет сюртук, который хорошо сохранился, и через остатки которого виднелось белье(!). Как за семьдесят лет может сохраниться тряпка?!


И ещё одна нелепость. Нелепость, но довольно стойко бытующая как ужасающая подробность постпохоронного периода «жизни» писателя. Якобы когда открыли гроб, внутренняя обивка была расцарапана, и тело Гоголя было в скрюченном состоянии. А как можно скрючиться в гробу?! Там даже коленки не подымешь. А для того чтобы вытянуть руки вдоль тела, надо расправить плечи. Естественно, в гробу такое сделать невозможно. Да и потом, опять же, обивка-то не могла сохраниться… Ну, и ещё одно заключение, сделанное уже в наше время. Всем известно, что с Николая Васильевича делали посмертную маску, но не все знают технологию этого процесса. Сначала лицо нужно залить горячим воском, а потом только, после того, как воск застынет, использовать гипсовую смесь. Даже глубоко спящий организм должен отреагировать на расплавленную массу, растекающуюся по лицу, которая закупоривает дыхательные пути… Так что летаргический сон великого писателя тоже очередной миф…

Николай Васильевич в реальной жизни столько страдал! Страдал от своего гения, от религиозного неравновесия, от отчуждения, от отсутствия полноценной и всепрощающей любви, в конце концов страдал от того, что не выполнил своей творческой миссии, не смог в полной мере стать пророком, потому что не справился с гениальностью, посланной ему Создателем… Вся его жизнь была наполнена борьбой, и в большей степени борьбой с самим собой. А это чаще всего неравный бой… Так почему же и после смерти его не оставят его в покое? Почему бы людям уже не дать ему успокоения, выстраданного и заслуженного?! Вот это мне непонятно.

Ходили слухи, что половина останков Гоголя была разобрана на сувениры (!). Якобы сам Лидин оторвал кусок сюртука, в котором был похоронен Гоголь, чтобы подвязать им томик «Мёртвых душ», а Малышкин чуть ли не выдрал целое ребро. Печально…

Посмертная мистика. Наследие

После перезахоронения с могилы Гоголя перенесли памятник, созданный архитектором Андреевым в 1909 году к столетию рождения писателя. Его перенесли на Никитский бульвар, где Гоголь жил перед смертью. Убрали также и огромный камень, напоминающий Голгофу, который был изначально возложен на место захоронения вместо каких-либо скульптур и мраморных плит, как и хотел писатель. В 1959 году Гоголю был поставлен другой памятник с помпезной надписью «От советского правительства», камень, привезённый из Иерусалима друзьями Николая Васильевича, исчез. Говорят, что при открытии «советского» памятника Гоголю никак не могли скинуть завесу, укутывавшую его с головы до ног. Словно сам Николай Васильевич был возмущён нарушением своей посмертной воли… А ещё говорят, что после расхищения могилы писателя всем «коллекционерам» Гоголь приходил во сне с требованием вернуть всё на место. Испуганные пропагандисты «культурного» наследия великого классика собрали всё унесённое и закопали рядом с новой могилой писателя.

И последнее, что хотелось бы сказать. Замечательный русский писатель М. Булгаков на протяжении всей своей жизни говорил, что Гоголь его любимый писатель, он считал, что на становление его как писателя творчество Николая Васильевича повлияло в большей степени, чем что-либо другое. Если мы посмотрим на Воланда, то заметим, что здесь прослеживаются следы гоголевского Чичикова – в дьявольском образе булгаковского героя заметны черты Чичикова – аллегорического дьявола, искушающего и добивающегося результата действием на самые слабые стороны человека. Много образных и ситуативных вариаций связано в романе-мифе М. Булгакова с «Мёртвыми душами». Да и с обстоятельствами жизни и смерти великого Гоголя тоже. Наверное, в каком-то из параллельных миров Гоголь и Булгаков столкнулись, и Гоголь стал не просто литературным учителем Булгакова, так как переплетенными оказалось не только их творчество, но и их посмертная судьба.


После смерти М. Булгакова в 1940 году его жена Елена Андреевна не могла решить, какой памятник поставить мужу. Совершенно случайно в одной из ритуальных мастерских Новодевичьего кладбища она обнаружила большой камень, очень напоминающий Голгофу, на которой казнили Иешуа из романа «Мастер и Маргарита». Он показался жене писателя олицетворением жизненного и творческого пути Михаила Афанасьевича, полного страданий, горечи, непонимания и непризнания. Решено было, что лучшего увековечивания памяти непокоренного режиму писателя не найти. Каково же было удивление, когда выяснилось, что это именно тот исчезнувший с могилы Гоголя камень! Рука провидения соединила двух великих русских писателей, Гоголя и Булгакова, после смерти через много десятков лет… Наверное, не случайно.

И что странно. И В. Лидин, и А. Малышкин, участвовавшие в расхищении могилы писателя, мирно покоятся на Новодевичьем кладбище рядом с Николаем Васильевичем, как будто под его неусыпным оком… История всегда всё ставит на свои места. Осмысление событий давно ушедших лет, замечу, беспристрастное осмысление, помогает нам избавиться от стереотипов, отмести ненужные домыслы, отбросив неважное и наносное, в конце концов увидеть зерно здравого смысла, так необходимого нам всем.

Постскриптум

Икона Николы Чудотворца действительно совершила чудо. Чудесным было появление на этой земле человека, вся жизнь которого была наполнена духовным, высшим смыслом. Возможно, смыслом ещё нами не постигнутым… Просто перечитайте хотя бы одну повесть, и вы наполните новым звучанием эти неповторимые гоголевские образы, которые до сих пор не утратили своей притягательности и многозначности. Перечитайте «Тараса Бульбу», и вы поймёте, что хотел сказать гениальный мыслитель, а ещё поймёте, о чём он хотел промолчать… Александр Калягин, исполнитель роли Чичикова в одноименном фильме, сказал, что чем больше он размышляет над сущностью своего героя, тем в большей он растерянности от масштаба задуманного, тем больше погружается в состояние восторженности и тревоги одновременно. А откуда и почему тревога? Обоснованно, наверно.


Оффлайн бегемот05

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 24783
  • Имя: Наталья
  • Карма: 511947
спасибо!очень интересно :flower3:

Оффлайн петелька

  • Знаток
  • Сообщений: 162
  • Карма: 395
Класс! Спасибо :dart:


Оффлайн stesha

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 14009
  • Имя: Людмила
  • Карма: 22101
Николай Васильевич один из любимых писателей.
Понимаю Калягина !
Кроме сюжетных линий , првосходны отступления про Русь , про дороги.
"Чуден Днепр при тихой погоде" @ :applo2:

Оффлайн stesha

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 14009
  • Имя: Людмила
  • Карма: 22101
Николай Васильевич один из любимых писателей.
Понимаю Калягина !
Кроме сюжетных линий , превосходны отступления про Русь , про дороги.
"Чуден Днепр при тихой погоде" @ :applo2:


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.105 секунд. Запросов: 48.