Кшесинская, как верно подметил ее почитатель А. Л. Волынский, умела иногда обернуться к публике вульгарными сторонами своего характера, всегда присутствующими в многообразии богатых художественных индивидуальностей» . И почему, собственно, начинающая амбициозная танцовщица должна была отставать от своих подруг и предшественниц? Она всегда помнила об особых отношениях хореографических
нимф с членами императорской фамилии.
К примеру, брат Александра II великий князь Николай Николаевич (Низи) увлекался в молодости балетом до такой степени, что четырежды обрюхатил заурядную корифейку Екатерину Числову, которая за счет связи с его высочеством выдвинулась на положение характерной солистки. Екатерина Гавриловна не выделялась ни талантом, ни наружностью: курносенькая, с мелкими чертами лица и посредственной фигурой. Тем не менее ей удалось окрутить Николая Николаевича и жить в роскоши в подаренной им квартире напротив его дворца. Два их сына, получивших фамилию Николаевы, служили в лейб-гвардии Конно-гренадерском полку, а одна из двух дочерей, Ольга, настоящая красавица, стала супругой князя Михаила Кантакузена. у Числовой собиралось избранное общество: высокие военные и гражданские чины круга великого князя. Балетных артистов хозяйка салона игнорировала.
Великий князь Константин Николаевич для своей невенчанной жены, даровитой мимической танцовщицы Анны Кузнецовой, родившей ему пятерых детей, построил прелестное гнездышко на Английском проспекте. Именно этот особняк сняла Кшесинская у скромной
миловидной «помпадурши» для финального этапа завоевания цесаревича. Великий князь Гавриил Константинович открыто жил с танцовщицей Антониной Нестеровской, пленившей его еще в ролях маленьких эльфов и амуров. В апреле 1917 года он обвенчался со «своей Ниной».
Короче говоря, традиция амурных связей с «танцорками младыми», заложенная императором Николаем I, прижилась в августейшей семье основательно. Матильда Феликсовна придала великокняжеским адюльтерам поистине царский размах.
Ольга Ковалик. Повседневная жизнь балерин русского императорского театра.