Первая кинороль Арчила Гомиашвили – роль Манташерова в 1957 году в историко-революционном приключенческом фильме «Лично известен». Это первый фильм кинотрилогии («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Последний подвиг Камо») о революционере-большевике С. А. Тер-Петросяне, известном под именем Камо.
В1961 актер сыграл роль Ерошки в мелодраме «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого. В 1965 году – съемки во втором фильме вышеупомянутой трилогии «Чрезвычайное поручение» и в музыкальной комедии «Иные нынче времена» по одноименной пьесе А. Цагарели.
Работу в этой комедии особенно отмечает актер, считая роль в этом фильме одной из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съемочной площадке с режиссером Михаилом Чиаурели:
«Для меня образец человека и режиссера – Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне, – говорит Арчил.– У него я даже сыграл Сталина. Но после 1953 года этого талантливого режиссера ссылают по личному распоряжению Хрущева в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности. Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берется за режиссерскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели «Иные нынче времена», где снимается его дочь Софико вместе со мной».
Всесоюзная слава пришла к актеру в 1971 году, когда он сыграл роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», экранизации одноименного романа И. Ильфа и Е. Петрова.
На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.
Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдет! Фарта не будет!»
И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съемки – Высоцкий ушел в загул... Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.
Гомиашвили в 1958 году, еще задолго до съемок фильма вместе с режиссером Юрием Любимовым поставил мюзикл «Похождения Остапа Бендера» по «Золотому теленку». Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актера (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то в Горьком на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съемок.
«Когда я пришел на собеседование к Гайдаю, – рассказывает Арчил,– то посмотреть на мою белую „бендеровскую“ фуражку сбежалась вся съемочная группа. Увидев в окружении режиссера недоверчивые глаза, я развернулся и ушел. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал».
Однако через пять месяцев режиссер все же смог уговорить Гомиашвили. Но в «Госкино», увидев пробы актера, возмутились:
– Почему Бендером будет грузин?
– Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? – среагировал Гайдай.
В итоге Гомиашвили все же был утвержден на роль. Интересно то, что во время съемок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту – всего 28. Но это не смутило ни актера, ни режиссера. «Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? – говорит актер. – А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до „Двенадцати стульев“ женился на девушке, которая была младше меня на 24 года».
Во время съемок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. «Я хотел играть его совсем иначе, рассказывает Арчил Михайлович. – Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу – как в „Золотом теленке“. Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: „Киса, мы одни, никто нас не любит“. Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак – и зритель снова смеется. На таком решении настоял Гайдай. Режиссер не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился».
Обострившиеся отношения между актером и режиссером получили свое продолжение после процесса озвучивания фильма. Дело в том, что Гомиашвили из-за болезни на часть озвучивания не пришел. Поэтому огромный кусок фильма – шахматный турнир в Нью-Васюках идет с голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу Михайловичу. При встрече они обменялись по этому поводу колкостями и оскорблениями в адрес друг друга, после чего не разговаривали несколько лет.
После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актеров нашего кино и был приглашен на прием в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена жилплощадь в Москве – бывшая квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в «доме на набережной».
Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звездные роли в известнейших лентах, да только на пробах проваливался и до сих пор обижается на конкурентов, досадуя на то, что в его жизни по-настоящему звездная роль была только одна – Остапа Бендера, которую он, к тому же, чудом выиграл в жесточайшем конкурсе.
В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988 год был актером Московского драматического театра им. А. С. Пушкина.