Решил как–то Александр Пороховщиков построить гостиницу.
Нет, не тот Александр Пороховщиков, который актёр.
И не тот Александр Пороховщиков, который конструктор, создатель первого в России танка, который дед актёра Александра Пороховщикова.
А тот Александр Пороховщиков, который предприниматель, который как архитектор и меценат участвовал в создании храма Христа Спасителя, отец Александр Пороховщикова, который создатель танка, который прадед Александра Пороховщикова, который актёр.
Так вот, решил как–то Александр Пороховщиков построить гостницу.
В те времена в России было популярно славянофильство, что определило и стиль, и название гостиницы: "Славянский базар".
Для проведения публичных лекций и собраний в гостинице был предусмотрен зал "Русская беседа", в котором предполагалось повесить около сотни портретов различных деятелей славянской культуры. Композиторов придумали поместить всех на одну картину "Собрание русских, польских и чешских композиторов", а список "собравшихся" был составлен лично Николаем Рубинштейном, основателем Московской Консерватории.
Для начала обратились к Маковскому, признанному мастеру жанровых сцен, но тот уже успел написать несколько иллюстраций к постам Ерохова, почувствовал себя знаменитым и заломил цену уж в 25 тысяч рублей. Другие приличные художники просили никак не менее 15 тысяч, а у Пороховщикова на картину было всего полторы. Мебель и колонны зала были покрыты затейливой резьбой, всюду плотно предполагались русские узоры, бюджет от этого трещал по швам, в общем, всё как обычно.
И тут Владимир Васильевич Стасов привёл к Пороховщикову только что закончившего Академию художеств 28–летнего Илью Репина. Это был его первый коммерческий заказ, сумма в полторы тысячи рублей казалась ему огромной, так что Репин быстро согласился на эту работу и переезд в Москву.
Надо сказать, что большинство героев картины были уже мертвы или недоступны, так что с натуры писались только Балакирев, Римский–Корсаков, Направник и Рубинштейн, а остальных пришлось пришлось писать с фотографий, дагерротипов и других портретов.
В какой–то момент Репин набрался смелости и попросил у Пороховщикова разрешения добавить Мусоргского и Бородина, на что получил резкую отповедь:
— Вот еще! Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни одного имени из списка, данного вам... Одно мне досадно, что он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва, обожаем Чайковского. Тут что–то есть... Но что делать? А Бородина я знаю; но ведь это дилетант в музыке: он — профессор химии в Медико–хирургической академии... Нет, уж вы всяким мусором не засоряйте этой картины! Да вам же легче. Скорее! Скорее! Торопитесь с картиной, ее ждут…
Во время открытия гостиницы картина произвела фурор, высокие гости надолго "залипали" перед ней. Сияющий Пороховщиков нашёл Репина в толпе:
— Где же вы? Ведь вы и не воображаете, какой успех! Все вас спрашивают, хотят видеть; а иностранцы даже не верят, что картина писана в России. Пойдемте скорее, я вас представлю...
А вот Иван Сергеевич Тургенев картину не принял:
— Ну, что это, Репин? Какая нелепая идея соединять живых с давно умершими!
...
Так началась карьера знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина, который потом еще не раз срисовывал с фотографий.
PS. Сейчас эта картина висит в фойе Большого зала Московской Консерватории.
PPS. Впоследствии Третьяков хотел купить эту картину для своей галереи, но Пороховщиков заломил такую огромную сумму (точно неизвестно, но явно не полторы тысячи, уплаченные Репину), что пришлось отступиться. Говорят, Третьяков так обиделся, что больше завтракать в "Славянский базар" не ходил.
К. Максимейко-Вепрева