9 лет назад, 2 мая 2015 года не стало Майи Плисецкой. Я хотел бы сегодня вспомнить и рассказать о ней.
В канун Нового 1990 года мы с бабушкой были в гостях у любимой бабушкиной тети, великой русской балерины Ольги Васильевны Лепешинской(тети Лели, как я ее называл). Я любил у нее бывать на Тверской-Ямской улице. Там было так уютно. Не имея своих собственных детей Леля очень тянулась ко мне и всегда опекала.
И вдруг нашу идиллию нарушает телефонный звонок. Рита- домработница сняла и испуганным тоном проговорила:" Это Плисецкая. Спрашивает, может ли она зайти сейчас? Леля отвечает:" Майя всегда ко мне может зайти, я ее люблю".
За этой любовью стояли очень непростые, сложные взаимоотношения с обидами, несправедливыми взаимными упреками и все же порядочность великих балерин 20-ого века взяла верх над балетными интригами.....
Майя только что вернулась из Испании и ее просили передать для Лепешинской небольшую посылку. И вот вошла Майя. Мне маленькому в ту пору мальчику эта женщина показалась неземной. Она меня дружески чмокнула в щечку и достала из большого пакета ананас и протянула мне, сказав ну с Новым годом, колокольчик. Прозвище данное мне моей крестной мамой Еленой Добронравовой ко мне приклеилось и все так меня и звали. Майя принесла много заморских вкусностей, она всегда отличалась щедростью и радушием.
Майя рассказывала, рассказывала, жестикулировала, помню что говорила о ее недавнем посещении великой русской балерины Мариинского еще дореволюционного театра - Ольги Спессивцевой в доме престарелых в США. Спесивцевой было около ста лет и Майя была к ней так внимательна и добра. Я обожал слушать ее. Как вспоминала бабушка:" Ты сидел с открытым ртом". Бабушка мне потом рассказывала, как тетя Леля очень деликатно и осторожно спросила у Майи:" Ты поздравишь Галю Уланову с праздником?". Майя ответила:" Конечно", а ведь их всю жизнь сталкивали. Майе один не очень талантливый танцовщик, но искусный интриган, даже рассказывал,что Уланова на нее писала доносы, чего в принципе быть не могло. Галина Сергеевна была в высшей степени порядочным человеком.
Разумеется, Майя не была простой в общении , порой она могла быть очень резкой, взрывной, но при этом она была доброжелательным человеком, внимательным и удивительно независимой, в каждом своем поступке, да Майя могла быть непримиримой, но человеком она была благороднейшим и очень сильным, но не терпела давления над собой и покорной не была никогда, потому и выстояла. А как Майя воевала со своей родной тетей легендарной балериной Большого театра- Суламифь Мессерер!? Это вообще сюжет фильма, но с Суламифь Михайловной, примирения ,увы, не наступило, а ведь они были во многом похожи.
Майя всегда считала, что судьба - это характер. Всю жизнь Плисецкая сопротивлялась строю, системе, но отдавала всю себя без остатка его величеству балету - этой вечной каторге в цветах...
Прима-балерина Большого театра, ученица своего дяди Асафа Мессерера и великой примы - балерины Мариинского театра-Елизаветы Гердт, Плисецкая познала много горестей. Дочь расстрелянного советского сановника-Михаила Плисецкого и одной из первых русских звезд немого кино Рахили Мессерер, дитя "врагов народа"-Майя поклялась, что никогда ни у кого ничего не будет просить. Так и вышло.
Просили в основном ее. Она не жила для почестей и подношений, не таила что думала, а жила по тем правилам, которые сама себе установила и имела на это полное право, ибо она была гениальной, несравнимой и незаменимой. Именно незаменимой.
Душа танца - это Плисецкая. От ее танца хотелось жить, смотря на нее, я всегда восторгался ее вечной молодостью. Она оставалась красавицей до последнего дня своей удивительной, тяжелой и вместе с тем такой прекрасной жизни.
Майя открыто ненавидела советскую власть. У нее расстреляли боготворимого ею отца, мама с маленьким Азарием находились в лагере, Майя многое пережила и выстрадала, но осталась порядочнейшим человеком, неспособным на зло.
Полный кавалер Российского ордена Отечества, народная артистка СССР, муза Пьера Кардена, любимая балерина клана Кеннеди она была живым символом русского классического балета - его флагманом.
Именно ей было суждено покинуть этот мир в ранге последней величайшей русской балерины, имя которой стоит в одном ряду с Павловой, Карсавиной, Кшесинской, Спесивцевой, Лепешинской, Улановой, Семеновой.
Майя умерла в мае - трагично, но символично. Ave Maya! Светлая Вам память, Майечка Михайловна! Люблю. Помню. Покойтесь с миром. Вы были Божественны. Колокольчик.
Эдгар- Кирилл Дальберг.
/ Исторический калейдоскоп /