Сергей Дмитриевич СТОЛЯРОВ родился 1 ноября 1911 года
Сергей Дмитриевич появился на свет в 1911 году в селе Беззубово Венёвского уезда Тульской губернии (ныне пгт Узуново Серебряно-Прудского района Московской области). Точная дата его появления на свет неизвестна: метрика была утеряна и Столяров сам выбрал себе дату рождения — 1 ноября. В начале XXI века удалось узнать, что правильная дата его рождения 17 (4 ст.ст.) июля. Сергей родился в семье лесника Дмитрия Столярова. У Сергея было ещё три брата и сестрёнка. Жили они хоть и бедно, но дружно. Отца своего Сергей практически не помнил.
В 1914 году началась первая мировая война. Рекрутов набирали по жребию. Идти на фронт тогда выпало одному богатому крестьянину, но он обратился к своим землякам: мол, тот, кто пойдёт на фронт вместо него, получит избу, лошадь и корову. Это было настоящее богатство, отказаться от которого было не всякому под силу. Вот отец Столярова и согласился на такую замену. Он ушёл на фронт и был убит во время газовой атаки. Обещанное богатство его семья получила, однако радовалась ему недолго. Октябрьская революция всё у них конфисковала. Семья Столяровых осталась без средств к существованию. В деревне начался голод, и, чтобы спасти своих детей, мать решила младших оставить у себя, а троих старших сыновей отправить в Ташкент. В те годы этот город называли «хлебным».
Так начались скитания Сережи Столярова по объятой войной России. В Ташкент тогда он так и не попал – заболел брюшным тифом, и братья оставили его в больнице в Курске, а сами так и пропали в водовороте тех событий. Сергей вылечился и некоторое время оставался в больнице, до полного выздоровления, помогал санитарам. Затем его определили в курский детский дом. Именно там он впервые и узнал, что такое театр. Воспитатель организовал из детдомовских ребят драмкружок.
В конце 20-х годов Столяров закончил Первое профтехучилище в Москве и одно время работал паровозным машинистом на Киевской железной дороге. В свободное время он учился в театральной студии для рабочих при МХАТе, организованной актёром Алексеем Диким. Актёрские способности у Столярова, без сомнения, были, поэтому по окончании студии ему посоветовали поступать во МХАТ.
В 1932 году на приемных экзаменах в знаменитом театре Столяров читал монолог Нила из пьесы Горького «На дне». Читал прекрасно, члены высокой комиссии – а это были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд – приняли решение из пятисот абитуриентов зачислить его в театр.
Между тем в начале 1930-х годов удачно складывалась не только творческая жизнь Столярова, но и личная. В 1930 году его призвали на военную службу, и он был распределён в Театр Советской Армии. Там он и познакомился с молодой актрисой Ольгой Константиновой (она только что окончила театральные курсы Юрия Завадского). Вскоре они стали мужем и женой.
В 1934 году молодого актёра заметил режиссёр Александр Довженко и пригласил на эпизодическую роль летчика в своём фильме «Аэроград». Так состоялся дебют Столярова в кино. Дебют был удачным: статный красавец Столяров не мог не привлечь к себе внимания. Так оно и произошло.
В 1936 году сам Григорий Александров без всяких проб пригласил актёра на главную роль в своем новом фильме «Цирк». С этой картины и началась звездная слава киноактера Сергея Столярова. Его лицо улыбалось с огромных рекламных плакатов, мелькало в газетах и журналах (кстати, именно благодаря этому фильму его после 18 лет разлуки нашли мать и брат Роман). Однако это было «парадное» лицо актёра Столярова. То, что внутри этого 24-летнего красавца происходит драма, связанная с репрессиями 1937 года, знали немногие.
Вскоре он стал отцом: 28 января 1937 года у них с Ольгой родился сын, которого назвали Кириллом (в дальнейшем он пойдёт по стопам отца и с 1956 года будет сниматься в кино).
Один за другим на экраны страны выходят новые фильмы с участием Сергея Столярова. Так, в 1938–1939 годах он снялся в фильмах Александра Роу «Руслан и Людмила» и «Василиса Прекрасная». В 1944 году тот же режиссёр пригласил его на роль Никиты Кожемяки в картине «Кащей Бессмертный».
Когда началась война, Столяров не мог остаться в стороне и записался на фронт добровольцем. Однако, как и многих его коллег, Столярова вскоре отозвали, мотивируя это решение производственной необходимостью. Вместе с «Мосфильмом» актёр и его семья осенью 1941 года оказались в Алма-Ате. По дороге туда произошёл печальный случай: у Столяровых украли продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную смерть. И тогда Столяров вспомнил о своем хобби – охоте, взял на киностудии винтовку и ушёл в горы. Его не было сутки, но, когда он вернулся, за его плечами болтался огромный горный козел. Его мяса Столяровым хватило надолго – часть его они съели, часть продали на рынке. Именно на это мясо Столяров выменял у К. М. Симонова его новую пьесу «Русские люди», которую актёр затем поставил на сцене местного театра. Все сборы от этого спектакля Столяров отправил в фонд обороны на танк, который так и назвали – «Русские люди». В благодарность за этот поступок актёра ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.
Несмотря на то, что Столяров в те годы считался звездой советского кино, его семья, в отличие от других знаменитых семей, жила довольно скромно. У них не было ни машины, ни дачи. Да и дружил актёр в основном с людьми простыми, не из мира искусства. Из актёров у него был только один друг – Борис Бабочкин. Они вместе ездили на охоту. Их дружба продолжалась всю жизнь.
В 1953 году, когда вышел фильм «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли, к артисту пришла и международная известность. На кинофестивале в Венеции он получил первую премию. Однако самого актёра на тот фестиваль не послали по идеологическим соображениям. И это при том, что через год французский журнал «Синема» включил С. Д. Столярова в список выдающихся актёров мирового кино, причем от Советского Союза в этом списке он был один.
Между тем в 50-х годах Столяров снялся ещё в двух известных фильмах: в 1956 году на экраны вышел первый советский широкоформатный фильм «Илья Муромец», в котором актёр сыграл роль Алёши Поповича (этот фильм вошёл в Книгу рекордов Гиннесса – в нём участвовало 106 тысяч солдат-статистов и 1100 лошадей), а в 1957 году – «Тайна двух океанов», где актёр сыграл роль капитана советской подводной лодки. Таким образом, галерея положительных образов была продолжена актёром и в этих фильмах.
В 1968 году Сергей Столяров стал жаловаться на ухудшение самочувствия. У актера начали опухать ноги, начала мучить одышка. Некоторое время Сергей Дмитриевич отмахивался от предложений обратиться к врачу, списывая все на возраст. Однако вскоре мужчина почувствовал себя совсем плохо. Диагноз врачей оказался неутешительным: актеру диагностировали рак. Онкологию позже назовут и причиной смерти Сергея Дмитриевича.
До последнего дня Сергей Столяров работал над собственным сценарием, но закончить работу не успел. В 1969 году актеру прислали бумаги о присвоении звания народного артиста. Сын Сергея Дмитриевича позже будет вспоминать, что отец, уже не встававший с больничной койки, лишь махнул на конверт рукой. Спустя несколько дней, 9 декабря 1969-го, Сергея Столярова не стало.