Что вы обычно делаете с косточкой, съев персик, абрикос, манго, авокадо? Вероятно, выбрасываете — несъедобный же, зачем хранить. А вот во времена династии Сун (960-1279) в Китае вас назвали бы расточителем и недальновидным человеком, ведь из этого могут получиться потрясающие произведения искусства.
В Китае еще издавна существует традиционное искусство хайдао, — резьба по фруктовым косточкам.
Искусство хайдао родилось в Китае в период династии Сун (960-1279 гг.) оно представляет собой мастерство создания великолепных украшений, филигранных миниатюр из обычных фруктовых косточек.
Наибольшего расцвета хайдао достигает при династии Мин (1368-1644).
В это время украшения становятся популярны среди знати, любой высокопоставленный чиновник имел при себе подобные безделушки.
Наиболее популярным сырьем были персиковые косточки. Ведь персик в Китае символизировал долголетие, спасение.
Так как каждая косточка совершенно уникальна, то требовались многолетние тренировки и высокий уровень мастерства для их обработки.
В начале работы мастер делал чертеж, который достаточно точно описывал сюжет будущей работы.
Но структура косточки уникальна, а значит строго придерживаться чертежа практически невозможно. Поэтому каждый мастер хайдао должен был быть не только великолепным резчиком, но и чудесным художником.
Косточка персика состоит из двух основных частей: внешней твёрдой древесно-подобной оболочки и внутреннего цианид – содержащего семени (ядра). Оболочка, которая и подвергается обработке и резьбе, часто имеет несимметричную форму и утоньшение в зоне крепления к оболочке ядра.
Работа над каждой скульптуркой Хайдао – это профессиональная, невероятно сложная импровизация. Ядра перед Хайдао обязательно извлекают. Исключение допускается лишь для очень маленьких косточек.
Инструменты для Хайдао подходят самые различные: это могут быть ножи всех видов (от перочинных, до ножей для срезания кожуры с овощей), долото, стамески, скребки. Многие современные резчики используют электрические инструменты с насадками для миниатюрных деталей (они похожи на стоматологические бор-машины).
Для придания глянца готовым изделиям используются различные абразивные материалы, наждачная бумага и другие приспособления
Часто, сюжетом для изделий служит лицо, сходство с которым мастер улавливает в причудливом рисунке поверхности косточки.
Изделия в технике хайдао также не редко используются как материал для бус и браслетов.