Дневник учителя: Половину учеников я бы отправила в коррекционные классыПреподаватель русского языка и литературы анонимно рассказывает об изнанке профессии
В последние годы в стране почти полностью исчезли спецшколы для трудных подростков, теперь дети с психическими отклонениями учатся вместе с нормальнымиВ последние годы в стране почти полностью исчезли спецшколы для трудных подростков, теперь дети с психическими отклонениями учатся вместе с нормальными
Видео, где учителя бьют школьников, обзывают их скотами и даже пишут на лбу «дурак», заполонили социальные сети. Кажется, мир сошел с ум, по крайней мере, педагоги уж точно. В паблике в соцсети молодой педагог рассказывает, что творится в школах и головах учителей. С разрешения автора мы публикуем его историю. Осторожно: эти откровения понравятся далеко не всем.
ДЕТИ ВОРУЮТ И ЗНАЮТ, ГДЕ ДОСТАТЬ НАРКОТИКИ
В 22 года, когда я пришла в школу, мне сразу дали пятые и шестые классы. В каждом по 30 учеников 11-12 лет. Вместе со мной устроились шесть молодых специалистов, трое из которых ушли через месяц. Я давала себе установку: выдержу четверть — мое, остаюсь работать. Выдержала. Но иногда дети достают так — есле сдерживаюсь, чтобы не ударить.
Современный ученик - ленивое, наглое, ничем не замотивированное создание, которое регулярно качают права. Один раз мальчик не ответил на вопрос по произведению, причем я знаю, что он его не читал. Говорю: «Два». Он: «Вы не имеете право ставить мне двойку за один вопрос». Представляете? Одиннадцатилетний мальчик мне говорит, что я имею право делать, а что нет. Откуда это берется? Для меня ответ очевиден: из дома. А у нас принято винить во всем школу: если ребенок на уроке ударил другого, виноват учитель, который не уследил. А родитель, который не воспитал, вроде как не при чем.
Недавно я ради интереса смотрела странички своих учеников в соцсетях, так там сплошной пацанский рэп и цитаты типа «брат за брата, так за основу взято». И постят это не только дети из неблагополучных семей.
Современный ученик - ленивое, наглое, ничем не замотивированное создание Фото: Роман ИГНАТЬЕВ
Большинство хулиганов у нас «хронические»: у одного отнял деньги, у другого - кроссовки, потом что-нибудь из супермаркета украл, так и живёт. Он не боится, потому что видит, что за преступлением не следует наказания. Все, что с ним происходит в детской комнате полиции, - это «серьезный разговор» в духе «ай-ай-ай, не надо так больше». Если ученик совершает правонарушения систематически, инспектор приходит в школу и читает воспитательную лекцию. А это для хулигана настоящий праздник. С уроков сняли, внимание на него обратили, он герой. А когда полиция уйдёт, можно будет пойти и сделать то же самое. В такой системе много советского: инспекторы рассчитывают на сознательность ребёнка и эффективность увещеваний. Но этот подход больше не работает. Быть нарушителем порядка — это круто и престижно.
Драки, мелкие вымогательства и кражи в районах, где находятся обычные школы, - что-то будничное. Иногда происходят более тяжкие преступления, с ножами и наркотиками. Мы боремся со спайсами, но я часто слышу от коллег про новые инциденты. Среди моих учеников случаев употребления не было, но из их разговоров ясно, что теоретически они знают, где что можно достать.
Драки, мелкие вымогательства и кражи - что-то будничное Фото: Олег УКЛАДОВ
"ЖИВЫ-ЗДОРОВЫ? ТОГДА ТЕРПИТЕ"В последние годы в стране почти полностью исчезли спецшколы для трудных подростков, теперь дети с психическими отклонениями учатся вместе с нормальными. В одном из моих классов есть такой ребенок. Несмотря на диагноз, врачи разрешают ему посещать обычную школу. Он не контролирует свои действия, может материться при мне, плеваться. Как-то раз принес вейп в школу, дымил на переменах (12 лет ребенку, на секундочку), отобрал ножницы у одноклассницы и бросался ими в других. Сколько раз созывались советы, проводились профилактические беседы. Результата ноль. Да и как его можно добиться, если ребенок болен?
Обычный русист или математик не в силах обучать таких школьников. Для этого есть институты и факультеты, например, специальной педагогики и психологии, дефектологии. Но отдавать свое чадо в коррекционное заведение (даже если оно есть), родители не хотят — пусть, мол, растет как все. Так они обрекают на муки своего ребенка, а вместе с ним и всю школу. Да, у нас есть школьный психолог. Но в большинстве случаев он отвечает что-то вроде: «Ну, все живы-здоровы? Потерпите. Будем работать». Терпим. Но как бы терпение не лопнуло.
Я считаю, сеть спецшкол нужно возродить как можно быстрее. Проблемные дети должны обучаться по особой программе, как минимум, в коррекционных классах: там специальные педагоги, более строгий контроль, сопровождение на пути от дома до школы и обратно. Сколько своих учеников я бы туда отправила? Иногда кажется, что хоть каждого второго!
ДВОЙКА ВАШЕМУ МАЛЬЧИКУО родителях, как и о детях, можно говорить вечно. Во времена моей школьной юности предки приходили в школу только на собрания, или когда их ребенок что-то натворит. Все. Для нас их визит в школу казался таким позором, что мы старались лишний раз ничего им не говорить. Сейчас же родители лезут во все. Поскольку появились электронные порталы, через которые можно общаться, они считают своим долгом это делать.
Например, ученик получил двойку, на уроке я ему обосновываю выбор оценки. Открываю электронный журнал, пишут: «За что вы поставили двойку моему мальчику?» Простите, а я вам ее поставила? Или ваш ребенок немой и не может объяснить причину?
Сначала я, в силу неопытности, я отвечала всем и вся, старалась сгладить углы. Но потом забила: хотите выяснить что-то, я работаю в такое-то время, приходите, чай попьем. Иногда мамы и папы врываются ко мне с претензиями, мол, я не думаю, что ваш подход и ваша методика преподавания правильная. Эм, вы филолог? Учились в университете на моей специальности? Учите, в конце концов, детей в школе? Нет? Выход там.
Как толкьо я начала показывать зубы, набеги прекратились. Как выяснилось, строгость надо держать не только с детьми, но и с их родителями…
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
"Педагогов надо переучивать"
Владимир Просвиркин, заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования, д.п.н., профессор кафедры кафедры психологии МГОУ:
- Действительно, последние три-четыре года коррекционные школы массово закрываются, и поток детей с психическими отклонениями, а их очень много, хлынул в обычные учебные заведения. И я уверен, что это правильно. Ведь им предстоит жить в обществе с нормальными людьми, а отдельные резервации воспитывали их как будущих преступников. В этих закрытых школах детей никуда не пускали, они не видели другой жизни.
Другой вопрос — подготовка учителей. Сегодня педагоги оказались к таким изменениям не готовы, их попросту не учили общению с трудными детьми. И это проблема глобальная. На переподготовку кадров в вузах, если этим заниматься, уйдет не меньше 20-25 лет. А что пока? Пока, действительно, только терпеть.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«На коленях будешь стоять, сволочь!»: В Ростовской области на пять тысяч рублей оштрафовали учительницу, которая полурока унижала пятиклассника
В пятницу, 16 ноября, в Ростовской области состоялся суд в отношении педагога, которая почти полурока распекала ученика за бумажку, попавшую ей под ноги. А в качестве аргумента, не только использовала красочные эпитеты, от которых мурашки по коже даже у взрослых людей, но и прошлась по голове пятиклассника учебником (подробности)
«Ты кто такой?!»: В Хабаровском крае учитель избила мальчика, мешавшего вести уроки
Педагога уже отстранили от работы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по двум статьям (подробности)
МНЕНИЕКак должна была поступить учительница, уроки которой срывал второклассник
Александр МИЛКУСКаюсь, я и сам однажды совершил непедагогический поступок. Когда сын учился в третьем классе, у них завелся юный малоадекватный персонаж. Он на перемене бегал и во всех детей тыкал шариковой ручкой, с которой был снят колпачок. Любой вменяемый родитель понимает, насколько опасна такая «игра» - миг, и ребенок остается без глаза или с повреждением сонной артерии.
После уроков я на школьном дворе отозвал мальчишку, завел за угол здания, поднял за шиворот и прошипел:
- Еще раз в кого-то тыкнешь ручкой, а так тебя тыкну, что больше не уроки ты ходить не сможешь!
Больше на переменах с ручкой наперевес он не бегал.
Но… “Но” заключается в том, что если бы в этот момент рядом оказались родители мальчика, я легко мог бы угодить за решетку. За угрозу жизни несовершеннолетнему. И никакие объяснения о том, что ученик опасен для одноклассников, не сработали бы. Таково законодательство. И оно абсолютно правильно защищает детей от опасных взрослых. Потому что мы – взрослые, у нас должна быть выдержка, терпение и понимание особенностей детской психики.
Так что учительницу из Комсомольска-на-Амуре я ни в коем случае не оправдываю. Нельзя поднимать руку на ребенка. Ни при каких условиях.
Но что же тогда должна сделать опытный педагог, если у нее в классе попался вот такой неуправляемый восьмилетка? Совершенно точно понимаю – он хуже занозы. Он может встать посредине урока и начать носиться между рядами. Может устроить драку с соседом. Может – опять таки – ручкой баловаться так, что впору за сердце хвататься. И так он срывает каждое занятие! А если таких детей несколько?
Сейчас в школах инклюзия – это когда с обычными ребятами учатся те, кому врачи поставили серьезные диагнозы. Это могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а могут и с психикой. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети просто не могут высидеть 45 минут на одном месте. А если в классе из 35 человек таких два или три?
Учителю остается только пойти и утопиться в ближайшем пруду. Но не заниматься рукоприкладством!
О том, как правильно, по закону поступить в таком случае учителю, я посоветовался с Семеном Янкевичем, директором Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ.
- Только уговоры, только беседы с родителями, - говорит он. – Нужно объяснить маме и папе, что ребенка стоит показать неврологу, что ему нужна помощь, лечение.
- А если мама считает, что с ребенком все в порядке? Может, она привыкла? Или мальчик срывается на уроках, а дома – тише воды, ниже травы?
- Подключить завуча, директора. Заставить родителей провести обследование по закону нельзя.
- А если он постоянно срывает уроки? Если просто опасен, потому что в любой момент может толкнуть одноклассника, ткнуть в него той самой шариковой ручкой?
- Все равно, только разъяснительные беседы…
- Но можно же подать жалобу в органы опеки? Причем, не только от школы, но и от родительского комитета…
- Если органы опеки выяснят, что у ребенка есть официально поставленный диагноз, но родители его не лечат, они должны подать на таких маму и папу в суд.
- А если лечат, но нет результата?
- Ничего не сделаешь!
- Я понимаю, что с судом никто возиться не захочет, правильно?
- Да и суд, скорее всего, будет на стороне родителей, если семья не маргинальная и не стоит вопрос о лишении родительских прав. Суд может принять решение об изъятии ребенка из семьи, когда ему грозит опасность. Например, когда родители – свидетели Иеговы и отказываются ребенку делать операцию, а вопрос стоит о жизни и смерти.
Получается, в этой ситуации остается только смириться и надеяться, что мальчик перерастет? А родители поумнеют? А как же программа, которую нужно проходит на уроках?
Опытные директора школ подсказали мне гуманный выход. Родителям такого сложного ребенка можно предложить перейти на индивидуальное обучение. Составить план. Проводить уроки хорошо бы в присутствии мамы или папы. И подкрепить такое предложение мнением родительского комитета класса. Плюс, конечно, настоятельно попросить провести медицинские консультации.