Хочется легкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать все живущее.
Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение,
в воду, как в детстве, сигать без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила
и чтобы сердце неслось ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее...
Только за все, что промчалось, заплачено,
и остается расплата прощальная.Эльдар РязановЭльдар Александрович Рязанов, родился 18 ноября 1927 года в Самаре,
умер 30 ноября 2015 года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр.
Поэт и драматург, продюсер, телеведущий и педагог.
[spoiler]
ЮНОСТЬ
Родился в Самаре (где жили родители и сёстры матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой (урождённой Шустерман, 1902—1969), в доме по улице Фрунзе, 120.
Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка. В 1930 году семья распалась, и будущий кинорежиссёр с 7 лет воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Михайловичем Коппом (1899—1985), научным сотрудником проектного института «Промстальконструкция» Минмонтажспецстроя СССР, вдовцом с ребёнком, относившимся и к Эльдару как к родному сыну. Родной отец женился вторично, у него родилась дочь; в 1938 году его арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Рязанов-старший бежал из лагеря, после поимки получил дополнительные десять лет, а в общей сложности он отсидел 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 60-х годов, когда Эльдар Рязанов был уже известным кинорежиссёром, отец нашёл сына.
Эльдар Рязанов, 1941 год.
С детства любил литературу, хотел стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище.
Волею случая стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, создателем таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогии о Максиме (1934—1939) (все — совместно с Леонидом Траубергом).
ПЕРВЫЕ РАБОТЫ
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей З. П. Фоминой. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1951), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).
В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый актёр Игорь Ильинский сыграл в фильме одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.
В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский, что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. А. Рязанова: сценарист — Эмиль Брагинский, композитор — Андрей Петров, оператор — Владимир Нахабцев; актёры: Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Георгий Бурков, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Валентина Талызина, Алиса Фрейндлих и Юрий Яковлев.
Эльдар Рязанов в поселке Советский писатель. Режиссер на своей первой даче на Средней аллее, в конце 1960-х годов. Фото из личного архива
ГЛАВНЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ УСПЕХИ
Одна из лучших картин Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс» который вызвал бурную полемику в прессе.
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово» (телефильм): оба фильма — остро критические по отношению к тогдашней действительности.
В 1980—1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес, опубликованы ряд книг. В 1979—1985 годах Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и режиссёром которой была Ксения Маринина. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова» (ОРТ) (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).
Был членом основанного в 1990 году Союза кинематографистов России. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
В 2010 и 2011 годах Эльдар Рязанов перенёс операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался.
В конце 2014 года врачи диагностировали у режиссёра острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа 2015-го он перенёс инфаркт, который привёл к отёку лёгких.
6 октября 2015 года режиссёр был госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
Свой день рождения 18 ноября Рязанов встретил дома. 21-го ноября режиссёр был снова госпитализирован. Эльдар Рязанов скончался в московской больнице в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года, на 89-м году жизни, от острой сердечной недостаточности.
Прощание с режиссёром прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов, в тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
ПАМЯТЬ
Именем Эльдара Рязанова в 2017 году названа улица в Обручевском районе ЮЗАО Москвы и улица в микрорайоне «Южный город» Волжского района Самарской области.
В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр Андрей Курносов.
В октябре 2017 года в Самаре на родине кинорежиссера открыли памятник.
К шестидесятилетию со дня рождения Эльдара Рязанова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 1 сентября 1987 г. астероид (4258) Ryazanov.
СЕМЬЯ
Отец — Александр Семёнович Рязанов (1898—?), уроженец села Новое Дальнее Нижегородской губернии (ныне село Новое Дубравского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области), участник Гражданской войны, в 1921 году заведующий сухопутным сектором регистрационного управления Полевого штаба РВС Республики. В 1922-м его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Арестован 14 ноября 1937 года, 2 февраля 1938 года осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Из лагеря бежал. Его поймали и добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17. В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. «Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — вспоминает Э.Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации всё-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны».
Мать — Софья Михайловна Шустерман (в замужестве — Рязанова, 26 сентября 1902 — 1 сентября 1969).
Отчим (с 1934) — Лев Михайлович Копп (1899—1985), инженер-строитель, автор учебников и монографий «Монтаж металлических конструкций» (М.: Госстройиздат, 1948), «Монтаж стальных конструкций» (М.: Госстройиздат, 1954), «Монтаж строительных конструкций» (М.: Стройиздат, 1968 и 1982), «Монтаж металлических и железобетонных конструкций» (М.: Стройиздат, 1972; 3-е изд. — там же, 1982).
Единоутробная сестра — Фрида Львовна Копп (1936—1939).
Единоутробный брат — доктор геолого-минералогических наук Михаил Львович Копп (род. 1940), главный научный сотрудник лаборатории сравнительного анализа осадочных бассейнов отдела тектоники Геологического института РАН.
Племянник (сын сводного брата) — доктор медицинских наук, профессор Михаил Валерьевич Копп (род. 1950), онколог, главный химиотерапевт минздрава Самарской области.
Первая супруга — Зоя Петровна Фомина (1924—1999), режиссёр документальных фильмов (1950—1970-е годы), Ленинская премия (1980).
Дочь — Ольга Эльдаровна Рязанова (род. 1951), окончила МГУ, филолог, киновед.
Внук — Дмитрий Витальевич Трояновский (род. 1987), тележурналист, писатель.
Вторая супруга — Нина Григорьевна Скуйбина (1930—1994), редактор на Мосфильме (1970—1994).
Пасынок — Николай Владимирович Скуйбин (род. 1954), от прежнего брака Нины Скуйбиной с режиссёром Владимиром Скуйбиным (1929—1963). По профессии кинорежиссёр, как и его отец.
Третья супруга — Эмма Валериановна Абайдуллина (род. 1941), киноредактор. Для Эммы Валериановны это был третий брак. Предыдущий, второй, брак был с композитором Павлом Аедоницким (1922—2003).
Пасынки — Олег Валерьевич Бердюгин (1964—2017) и Игорь Валерьевич Бердюгин (род. 1966), от первого брака Эммы Абайдуллиной с художником-конструктором Валерием Бердюгиным. Оба занялись арт-проектами.
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ
МКФ в Канне («Остров Сахалин», участие в программе короткометражных фильмов, 1955 год)
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Карнавальная ночь», 1957 год)
ВКФ в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год
ВКФ (Вторая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Карнавальная ночь», 1958 год)
МКФ комедийных фильмов в Вене (Диплом жюри, фильм «Гусарская баллада», 1963 год)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 год)
МКФ в Сиднее (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966 год)
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966 год)
МКФ в Мельбурне (Почетный диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1967 год)
Орден Трудового Красного Знамени (1969 год)
Народный артист РСФСР (28 марта 1974)
Государственная премия СССР (1977 год) (за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)
Орден Трудового Красного Знамени (1977 год)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979 год) (за фильм «Служебный роман»)
ВКФ (Специальный приз «За вклад в развитие советской кинокомедии», 1983 год)
ВКФ (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Вокзал для двоих», 1983 год)
Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (Приз «Варшавская сирена», фильм «Вокзал для двоих», 1984)
Народный артист СССР (25 июля 1984 года)
МКФ в Дели (Гран-при «Золотой павлин», фильм «Жестокий романс», 1985 года)
Орден Дружбы народов (1987 год)
Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
МКФ в Мадриде (Гран-при, фильм «Небеса обетованные», 1992 год)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996 года) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культуры.
Премия «ТЭФИ» (Специальный приз, 1997 год)
Благодарность Президента Российской Федерации (18 ноября 1997 года) — за большой личный вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и в связи с 70-летием.
Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1998 год).
Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» (1999 год)
Благодарность Президента Российской Федерации (5 мая 2000 года) — за большие заслуги в развитии киноискусства и в связи с 50-летием творческой деятельности.
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2000 год)
ОКФ «Киношок» в Анапе (Гран-при «Золотая лоза», за лучший полнометражный игровой фильм, фильм «Тихие омуты», 2000 год)
Почётный доктор СПбГУП (с 2000 года)
КФ русских фильмов в Онфлёре (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2001 год)
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
КФ «Московская премьера» (Второй приз, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Приз Президентского совета, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
Царскосельская художественная премия (2005 год)
Премия «Триумф» (2006 год)
Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, Приз прессы, фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007 год)
КФ «Московская премьера» (Приз «За вклад в московское кино, создание экранного образа нашей столицы, служение её красоте на протяжении 50 лет профессиональной кинематографической деятельности», 2007 год)
РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Гран-при «Гранатовый браслет», фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007 год)
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 7 ноября 2007 года) — за заслуги в развитии отечественного киноискусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность.
Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2007 год)
Орден Чести (Грузия, 2008 год)
17-й МКФ «Золотой Витязь» (Золотая медаль Сергея Фёдоровича Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008 год)
Национальная премия «Россиянин года» (2008 год)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность.
Почетный гражданин Самары (2012 год).
Почётный знак Губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» (Самарская область, 8 ноября 2012 года) — за значительный вклад в развитие культуры в Самарской области.
Орден Искусств и литературы (Франция)
Российская премия Л. Э. Нобеля.
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
ТЕЛЕВИДИНИЕ
Ведущий телепрограммы «Кинопанорама» (1979—1986).
Ведущий телепрограмм «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов» (1993), Ren TV.
Авторская программа Эльдара Рязанова (позже — «Старые клячи», «Бабье лето», 1999—2000), ОРТ
«Поговорим о странностях любви» (2004), Первый канал
«В гостях у Эльдара Рязанова» (2007—2015), Культура
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1950 — Они учатся в Москве. (Режиссёр, Сценарист)
1951 — Дорога имени Октября. (Режиссёр)
1951 — На первенство мира по шахматам. (Режиссёр)
1953 — Твои книжки. (Режиссёр)
1953 — Недалеко от Краснодара. (Режиссёр)
1954 — Остров Сахалин. (Режиссёр)
1955 — Весенние голоса. Прокатное название — «Счастливая юность». (Режиссёр)
1956 — В дальневосточных морях. (Режиссёр)
1956 — Карнавальная ночь. (Режиссёр)
1957 — Девушка без адреса. (Режиссёр)
1957 — Цель его жизни. (Актёр)
1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах) Новелла «Как создавался Робинзон». (Режиссёр, Сценарист)
1961 — Человек ниоткуда. (Режиссёр)
1962 — Гусарская баллада. (Режиссёр, Сценарист)
1965 — Дайте жалобную книгу. (Режиссёр)
1966 — Берегись автомобиля. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1968 — Зигзаг удачи. (Режиссёр, Сценарист)
1970 — Телефильм Один час с Козинцевым, или Семь мнений. (Актёр)
1971 — Старики-разбойники. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1973 — Телеспектакль «Сослуживцы». (Сценарист)
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1977 — Риск — благородное дело. (Актёр)
1977 — Служебный роман. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1978 — Иван Пырьев. (Актёр)
1979 — Гараж. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1980 — Телефильм «Нужна хорошая мелодия». (Актёр)
1980 — О бедном гусаре замолвите слово. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1981 — Телеспектакль «Родственники». (Сценарист)
1982 — Вокзал для двоих. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1984 — Жестокий романс . (Режиссёр, Сценарист)
1987 — Забытая мелодия для флейты. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1987 — Телефильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». (Режиссёр, Актёр)
1988 — Дорогая Елена Сергеевна. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1991 — Небеса обетованные. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1993 — День в семье президента. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1993 — Предсказание. (Режиссёр, Сценарист)
1994 — Я — легкомысленный грузин. (Актёр)
1996 — Артист совсем не то же, что актёр… (Актёр)
1996 — Привет, дуралеи! (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
1997 — Единица порядочности — один Галлай. (Режиссёр)
2000 — Старые клячи. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
2000 — Тихие омуты. (Режиссёр, Сценарист, Продюсер, Актёр)
2003 — Ключ от спальни. (Режиссёр, Сценарист, Продюсер, Актёр)
2006 — Андерсен. Жизнь без любви. (Режиссёр, Сценарист, Продюсер, Актёр)
2007 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя. (Режиссёр, Актёр)
2007 — Ирония судьбы. Продолжение. (Актёр)
2009 — Музыка жизни. (Режиссёр, Сценарист, Актёр)
БИБЛИОГРАФИЯ
Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 272 с. — ISBN P 70803-311-241-77.
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. — М.: Искусство, 1983.
Рязанов Э. А. Внутренний монолог. Стихи. // Библиотека «Огонёк» : приложение. — М.: Правда, 1988. — № 26. — ISSN 0132-2095.
Рязанов Э. А. Заэкранье. — М., Правда,1990. — 48 с., 150 000 экз. (Библиотека «Огонёк»)
Эльдар Рязанов. Предсказание. — М.: Вагриус, 1994.
Рязанов Э. А. Уходящая натура. Стихи. — М., ЯникО, 1995.
Рязанов Э. А. Ностальгия. — Нижний Новгород: Деком, 1997.
Рязанов Э. А. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. — М.: Вагриус, 2004. — 302 с. — ISBN 5-475-00020-4.
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. — Вагриус, 2005. — 640 с. — ISBN 5-9697-0117-3.
Рязанов Э. А. Любовь — весенняя страна. — М.: Эксмо-Пресс, 2005. — 352 с. — ISBN 5-699-12269-9.
Рязанов Э. А. Андерсен. Жизнь без любви. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. — 320 с. — ISBN 5-699-18683-2.
Рязанов Э. А. Служебный роман. — АСТ, 2007. — 715 с. — ISBN 978-5-17-043870-9.
Рязанов Э. А. Чем живу и жив. — М.: Эксмо-Пресс, 2007. — 688 с. — ISBN 978-5-699-24337-2.
Рязанов Э. А. Мчатся годы-непогоды. — М.: Эксмо-Пресс, 2007. — 608 с. — ISBN 978-5-699-24344-0.
Рязанов Э. А. Старики-разбойники. — АСТ, Зебра Е, 2008. — 688 с. — ISBN 978-5-17-048780-6, ISBN 978-5-94663-535-6.
Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги. — М.: ПРОЗАиК, 2010. — 640 с. — ISBN 978-5-91631-061-0.
Рязанов Э. А. У природы нет плохой погоды: стихотворения. — М.: ЭКСМО, 2011. — 352 с. — ISBN 978-5-699-04681-2
ссылка===================================================================
СТИХИ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
Суббота, 18 Ноября 2017 г. 20:34 + в цитатник
Народный артист Советского Союза, кинорежиссёр, сценарист,
легенда отечественного кинематографа Эльдар Рязанов.
Писать стихи Эльдар Рязанов начал начал не в молодости,
а довольно поздно, уже когда стал тесно общаться с поэтами.eldar ryazanov stihi
Читать полностью по ссылке ссылкаЦикл Успеха
Успех поделен по годам,
А что вы, собственно, хотели?
В пять лет удачей было нам
Проснуться на сухой постели.
В семнадцать - мысли об одном,
Как женщины быстрей добиться.
И СЧастье состояло в том,
Чтоб в первый раз не осрамиться.
А в двадцать пять везёт тому,
Кто смог, не мешкая, умело,
Найти хорошую жену,
Что, кстати, не простое дело.
Куда-то делись все друзья,
То в тридцать пять - дурные вести.
Для нас карьера и семья,
Теперь стоят на первом месте.
Всё на круги придёт своя,
Мы в сорок пять вновь у барьера.
Важней для нас уже семья,
И только лишь потом - карьера.
А в шестьдесят пять загрустим,
О женщинах...(скажи на милость).
И как в семнадцать, захотим,
Чтобы хоть что-то получилось.
Но вот уж восемьдесят пять,
Как быстро годы пролетели.
Одно лишь счастье нам опять -
Проснуться на сухой постели.
***
Капризная память
У памяти моей дурное свойство, –
Любая пакость будет долго тлеть.
Хочу прогнать больное беспокойство,
Но не могу себя преодолеть.
Как в безразмерной камере храненья,
В сознаньи – чемоданы и мешки,
В которых накопились оскорбленья,
Обиды, униженья и щелчки.
Не в силах изменить свою природу,
Я поименно помню всех врагов.
Обиды-шрамы ноют в непогоду,
К прощенью я, простите, не готов.
В самом себе копаюсь я капризно,
На свалке памяти я черт-те что храню...
Обидчиков повычеркав из жизни,
Я их в воображеньи хороню.
Конечно, признавать все это стыдно,
И я раскрыл свой неприглядный вид.
Я очень плох, и это очевидно,
Мое сознание – летопись обид!
У памяти моей дурное свойство –
Я помню то, что лучше позабыть.
Хочу прогнать больное беспокойство,
Но не могу себя переломить.
***
Музыка жизни
Что жизнь? Музыкальная пьеса,
Соната ли, фуга иль месса,
Сюита, ноктюрн или скерцо?
Тут ритмы диктуются сердцем.
Пиликает, тренькает, шпарит,
Бренчит иль бывает в ударе.
Играется без остановки.
Меняются лишь оркестровки.
Ребячество наше прелестно,
Хрустально, как отзвук челесты.
Потом мы становимся старше,
Ведут нас военные марши.
Пьяняще стучат барабаны,
Зовущие в странные страны.
Но вот увенчали нас лавры,
Грохочут тарелки, литавры.
А как зажигательны скрипки
От нежной зазывной улыбки.
Кончается общее тутти.
Не будьте столь строги, не будьте.
Мелодию, дивное диво,
Дудим мы порою фальшиво.
Проносится музыка скоро
Под взмахи судьбы дирижера.
Слабеют со временем уши,
Напевы доносятся глуше.
Оркестры играют все тише.
Жаль, реквием я не услышу.
***
Как много дней, что выброшены зря…
Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
И жизнь становится еще короче.
Был занят бестолковой суетой,
День проскочил – я не увидел друга
И не пожал его руки живой…
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.
А если я за день не вспомнил мать,
Не позвонил хоть раз сестре иль брату,
То в оправданье нечего сказать:
Тот день пропал! Бесценная растрата!
Я поленился или же устал —
Не посмотрел веселого спектакля,
Стихов магических не почитал
И в чем-то обделил себя, не так ли?
А если я кому-то не помог,
Не сочинил ни кадра и ни строчки,
То обокрал сегодняшний итог
И сделал жизнь еще на день короче.
Сложить – так страшно, сколько промотал
На сборищах, где ни тепло, ни жарко…
А главных слов любимой не сказал
И не купил цветов или подарка.
Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря
И мерить свою жизнь еще короче.
Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
Стоит тире, черта, стоит знак «минус»,
А в этом знаке жизнь заключена.
В ту черточку вместилось все, что было…
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
Чем был похож и не похож на всех.
Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
Лишь будет между датами черта.
Все тороплюсь, спешу, лечу я,
Всегда я в беге нахожусь,
Нехваткой времени врачуя
Во мне таящуюся грусть.
И все ж не вижу в этом смысла —
Жить, время вечно теребя.
Куда бы я ни торопился,
Я убегаю от себя.
Ищу я новые занятья,
Гоню карьером свою жизнь,
Хочу ее совсем загнать я…
Да от себя не убежишь!
***
Дм. Пухов
Т. Буевич
Очень редко на этих страницах появляется рассказ о жизни ныне живущего поэта и его стихи.
Наверно, это потому что так мало мы знаем о своих современниках и так не ценим их.
«Любить мы можем только мёртвых». Это пушкинское изречение относится и к поэтам.
А может быть, поэт, как то евангелиевское зерно приносит много плода, когда умрёт?..
Сегодня я хочу написать о замечательном русском кинорежиссёре Эльдаре Александровиче Рязанове, о его поэзии.
Начну с его собственных слов:
«Наверное, мучительное желание высказаться о личном, только своём, стремление поделиться чем-то заветном, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству. Исповедальность – то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. Превосходит её разве что музыка. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины – наверное, суть поэзии. И, конечно, очень важна форма – гармония рифм, ритмов, а также сочетания, столкновения обычных, стёртых слов, от которых возвращается их первородное значение. Истинная поэзия всегда музыкальна, в ней существует некое звуковое волшебство…»
***
В трамвай, что несётся в бессмертье,
попасть нереально, поверьте.
Меж гениями – толкотня.
И места там нет для меня.
В трамвае, идущем в известность,
ругаются тоже, и тесно.
Нацелился было вскочить,
да чёрт с ним, решил пропустить.
А этот трамвай до Ордынки.
Я впрыгну в него по старинке,
повисну, стоять на подножке
И в юность вернусь на немножко.
Под лязганье стрелок трамвайных
я вспомню подружек случайных,
забытых товарищей лица.
И с этим ничто не сравнится!
Сентябрь 1986
Рязанов нисколько не мечтал и не думал работать в кино; поэзия увлекала его, вероятно, с отроческих лет. Он начал сочинять, когда ему было пятнадцать. (Надо отметить, что рос он в простой семье: отец его из крестьян, мать из мещан). Учась в 8-ом классе, он решил стать писателем. Это было следствием его страстной любви к чтению, а читать он научился уже в три года.
Первые поэтические опыты были подражанием великим, начиная с Пушкина. Особенно он увлёкся Надсоном. «Вот что оказалось близко неимоверно – горькие, печальные строчки. Поэт умер двадцати трёх лет», - говорит он. Затем воображением юного Рязанова завладел Есенин. Шла война, книги запрещённого поэта нельзя было достать, тайком читал он переписанную от руки поэму «Чёрный человек». Так же через несколько лет он знакомился с поэзией Ахматовой. Поэзия вдохновляла его, и, читая и подражая, постигал он «азы ремесла». Толстая тетрадка заполнялась его стихами.
Самым заметным поэтом того времени был Константин Симонов. Юноша загорелся желанием показать ему свои стихи и, конечно, надеждой получить одобрение. Ему удалось только первое.
«… это была середина лета 1944 года – шёл к Симонову от метро «Белорусская». Может быть, у меня в памяти спуталось два события, а может, так и было, но в тот день по Ленинградскому шоссе по направлению к центру вели нескончаемую колонну пленных немцев. А я шёл навстречу мимо небритых, оборванных, поникших, побеждённых фашистов, шёл к самому знаменитому поэту нашей страны – первому читателю моих – я в этом был уверен – замечательных стихов. Близился конец войны. Я намеревался поступить в Одесское мореходное училище. Короче, победные трубы гремели в моей душе».
Жил Симонов в «кружевном» доме напротив гостиницы «Советская» в одной комнате коммунальной квартиры. Он встретил юного поэта как интеллигентный человек, но разговор их был очень коротким. Тетрадь он оставил у себя, и вернул через несколько дней, сказав, что стихи должны быть неповторимыми выражать личность автора. Заинтересованности в способностях молодого человека он не проявил. Рязанов пишет: «… ушёл от него без малейшей обиды, без ущемлённого или оскорблённого самолюбия, хотя он не сказал о моих стихах ни одного доброго слова. И потом, несмотря на нелестный отзыв, я продолжал думать о Симонове с восхищением и ещё несколько лет очень почитал его как выдающегося стихотворца».
Поступая во ВГИК, свою толстую тетрадь со стихами Рязанов подал в экзаменационную комиссию, там требовалось представить свои творческие работы.
Учителями его были Г.М. Козинцев, С.М. Эйзенштейн и И.А. Пырьев. По совету Пырьева он снял свою первую музыкальную комедию «Карнавальная ночь», которая имела большой успех. Он долго размышлял потом, как случилось, что, не имея музыкального слуха, ему удалось сделать такой любимый народом фильм? Вероятно, наличие слуха и голоса не влияет на любовь к музыке. А в музыку Рязанов влюбился ещё во время войны, когда его семья была в эвакуации в Самаре, где он впервые услышал оперы в исполнении артистов Большого театра. Но наибольший восторг вызвала у него «Сильва» Имре Кальмана. Оперетта шла в здании филармонии напротив дома, в котором они тогда жили, и он посмотрел и послушал её не менее семнадцати раз.
Как действует эта прекрасная, чистая, лёгкая музыка на юную душу подростка! Помню себя в тёмном, неудобном кинозале, находящемся почто под мостом через Орлик. Мы пошли в кино с отцом. И, когда засветился экран и по нему побежали фамилии актёров и исполнителей, раздалась волшебная, чарующая музыка из «Принцессы цирка». Именно тогда, с первого не взгляда, а слуха влюбилась я в музыку вообще, а не только в Кальмана. Такой восторг, такая радость и волнение охватили меня, что, я, восьмилетний ребёнок, встала со стула и как будто устремилась туда, на экран, готовая полететь.
***
Хочется лёгкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву не помятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать всё живущее.
Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение,
в воду, как в детстве, сигать без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
Воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила
и чтобы сердце неслось ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Только за всё, что промчалось, заплачено,
и остаётся расплата прощальная.
Когда Рязанову пришлось общаться с композиторами и принимать или не принимать их музыку для своих фильмов, в первое время он очень смущался и пасовал – говорил, что не компетентен и готов был устраниться от этих вопросов. Однако Андрей Петров вспоминает: «В начале работы Эльдар Александрович обычно заявляет: «В музыке я ничего не понимаю, и поэтому, какая будет музыка, в каком стиле, какие будутиграть инструменты, вы решайте сами». И я, воодушевлённый оказанным мне большим творческим доверием, приступаю к работе. И вот, когда я показываю Эльдару Александровичу музыку к новому фильму и когда наступает время её записывать, то от утверждений, что он ничего не понимает в музыке, не остаётся и следа. (…) Я считаю Рязанова в полном смысле слова соавтором многих счастливых находок в музыкальном решении его фильмов».
Карло Рустикелли, работавший с Рязановым над фильмом «Невероятные приключения итальянцев в России» пишет: «… Ему недостаточно услышать приятную мелодию, соответствующую его вкусу. Он добивается глубокого проникновения в психологию своих героев».
Рязанов работал и с Микаэлом Таривердиевым, и с Анатолием Лепиным, на его стихи писали музыку Александр Блох и Сергей Никитин.
С благодарностью за сотрудничество и прекрасный вклад в его фильмы Рязанов пишет: «Жизнь свела меня с замечательными музыкантами. Они обогатили не только фильмы, которые я ставил, но и мою духовную, музыкальную жизнь. Композиторы, с которыми я сотрудничал, всегда оказывались моими единомышленниками. Они – мои настоящие друзья и подлинные соавторы моих кинолент».
РОМАНС ЛАРИСЫ
(Из кинофильма «Жестокий романс»)
Я, словно бабочка к огню,
стремилась так неодолимо
в любовь – волшебную страну,
где назовут меня любимой,
где бесподобен день любой,
где б не страшилась я ненастья.
Прекрасная страна – любовь.
Ведь только в ней бывает счастье…
… Пришли иные времена –
тебя то нет, то лжёшь не морщась.
Я поняла, любовь – страна,
где каждый человек – притворщик.
Моя беда, а не вина,
что я наивности образчик.
Любовь – обманная страна,
и каждый житель в ней – обманщик.
Зачем я плачу пред тобой
и улыбаюсь так некстати…
Неверная страна – любовь.
Там каждый человек – предатель.
Но снова прорастёт трава
сквозь все преграды и напасти.
Любовь – весенняя страна,
И только в ней бывает счастье.
(Муз. А. Петрова)
Поэтический дар Рязанова проявился в его кинематографических работах. В фильме «Вокзал для двоих» меня всегда особенно волнуют кадры расставания героев, когда уходит поезд, увозя его в неизвестное и тяжёлое будущее, а она идёт по мосту, удаляясь от линии железной дороги, возвращаясь к своему безрадостному настоящему, и пути их расходятся, как два вектора, выходящие из одной точки.
ЛЮБОВЬ
(Песня из кинофильма «Привет, дуралеи!»
Любовь готова всё прощать,
когда она – любовь,
умеет беспредельно ждать,
когда она – любовь.
Любовь не может грешной быть,
когда она – любовь.
Её немыслимо забыть,
когда она – любовь.
Она способна жизнь отдать,
когда она – любовь.
Она – спасенье, благодать,
когда она – любовь.
Полна безмерной доброты,
когда она – любовь.
Она естественна, как ты,
когда она – любовь.
Сентябрь 1986
(Муз. А. Петрова)
Одна из книг Эльдара Рязанова называется «Грустное лицо комедии». В комедиях Рязанова всегда присутствует грусть, и это делает их глубокими, не смеха ради.
МОЛИТВА
(Романс из кинофильма
«Небеса обетованные)
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,
дни летят в метельной круговерти.
Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,
смутный, скрытный, одинокий путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоём,
как нам одолеть большую зиму.
Одолеть её необходи?