Ирония судьбы, или в гости к Катанянам!
Эта армянская фамилия по воле Эльдара Рязанова стала брендовой, поскольку помимо «Иронии судьбы…» упоминается и в прочих его кинофильмах («Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих», «Привет, дуралеи!»). По словам дочери Рязанова, упоминание этой фамилии в фильмах отца было некоей фишкой для своих, и на показах в Доме кино зал неизменно взрывался гомерическим хохотом.
Оказывается, за ней скрывается отнюдь не вымышленный персонаж, а конкретный человек, причём, достаточно известный в мире документального кино – кинорежиссер Василий Катанян, с которым Рязанова связывали давние дружеские узы (оба учились на одном курсе во ВГИКе у Григория Козинцева) и с которым он ещё в 1950-ые годы снимал документальные фильмы. Таким вот хитрым способом Эльдар регулярно «злоупотреблял служебным положением», всячески стараясь подчеркнуть незыблемость дружеских отношений с Васисуалием, как он ласково его называл…
Известен тот, в первую очередь, участием в съёмках киноэпопеи «Великая Отечественная» (там он снял фильм 4-ый «Партизаны. Война в тылу врага»), за что был удостоен в 1980 году Ленинской премии.
Из Википедии:
Васи́лий Васи́льевич Катаня́н (1924-1999)— советский кинорежиссёр-документалист, писатель-мемуарист. Режиссёр первого советского кругорамного фильма «Дорога весны» (совместно с Л.Махначем, 1959). Лауреат Ленинской премии СССР (1980), заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Помимо всяких обязательных политических и идеологических сюжетов (ну а как в СССР можно было без этого!), для души Катанян снимал фильмы об известных деятелях искусства – Райкине, Плисецкой, Зыкиной, Поле Робсоне и других.
Не меньшую известность Василий Катанян-младший получил благодаря своей мачехе Лиле Брик. С музой Маяковского его отец, известный литературовед, прожил сорок лет. При этом сам документалист всегда утверждал, что та была ему не мачехой, а добрым другом. Да и Лиле с ним было интересно. Позднее он даже стал её душеприказчиком и наследником огромного архива.
В квартире Катанянов (кстати, жена Василия Инна Генс- известный советский киновед и специалист по японскому кино), регулярно собиралась московская богема. Сам он был дружен с Майей Плисецкой, Людмилой Зыкиной, Сергеем Параджановым, Риной Зелёной, Виталием Вульфом, Ивом Сен-Лораном и многими другими знаменитостями того времени. Василий был в центре внимания и слыл человеком-праздником, человеком-фейерверком, непревзойдённым и невероятно остроумным рассказчиком.
«Я - лоскутное одеяло. Я весь из маленьких кусочков, оторванных мною ото всех, кого жизнь поставила на моём пути»- эту фразу из дневника Мориса Бежара Василий Катанян когда-то выписал в свой дневник, который вёл с детства, и сделал её лейтмотивом всей своей жизни. Последние десять лет он вплотную посвятил себя литературе и успел издать несколько замечательных мемуарных книг о дружбе со знаменитыми людьми. В них нет ни вранья, ни приблизительности, потому что «всё, о чём он пишет, точно и правдиво» (слова его друга Э.Рязанова).
И в заключение- несколько поэтических строк от Валерия Беденко. Разумеется, в тему.
С детских лет история знакома,
Но традиций верные рабы
В Новый Год (в гостях мы или дома)
Смотрим фильм "Ирония судьбы..."
А ведь есть в сценарии изъяны,
Хоть до мелочей изучен он...
И вопрос "А как же Катаняны?"
До сих пор, увы, не разъяснён!
Фото из открытого доступа в Интернете:
1. Васисуалий, друг Эльдара...
2. Неразлучные друзья...
3. Василий Катанян посвятил Аркадию Райкину отдельный фильм.
/Ретроспектива советского кино/