История российской пасхальной открытки началась в 1897 году, когда “Общество Св. Евгении” выпустило художественные пасхальные почтовые открытки. Сюжеты открыток были на весеннюю тематику – на них были изображены акварели художника Николая Каразина. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым.
традиционные атрибуты пасхальной открытки “ретро” – яйцо, цветы
В последующие дореволюционные годы в больших количествах выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева, других художников
пасхальная открытка “ретро” с изображением картины Бориса Кустодиева
пасхальная открытка “ретро” с изображением картины Михаила Гермашева
Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.
“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным
Пасхальные открытки Елизаветы БёмОсобенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Бём, ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, - множество пасхальных и других открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись:
Есть целые серии открыток Елизаветы Бём с участием черных силуэтов – придумка художницы, обеспечившая её работам мгновенное узнавание. Иван Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”. Есть среди этих открыток и пасхальные.
Что изображено на дореволюционных пасхальных открыткахТрадиционные атрибуты российской дореволюционной открытки – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы, взрослые и дети, поздравляющие друг друга с праздником, цветущие ветви вербы.
Были на русскоязычных дореволюционных открытках и нетрадиционные атрибуты: цыплята, зайцы, барашки, причем такие открытки часто производились для российского рынка зарубежом, - отсюда и типичная атрибутика зарубежных открыток.
Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:
Популярны старинные пасхальные открытки и в наши дни: наряду с дорогостоящими оригинальными дореволюционными открытками, которые продаются в среде коллекционеров и в антикварных магазинах, можно приобрести их современные копии, которые продаются в книжных магазинах.