Почему современные дети часто скучают и не могут найти для себя интересных занятий? Психолог сравнивает привязанность к гаджетам с наркотической зависимостью – «дофаминовой», если быть точными.
Наблюдаю картину общения дочери с матерью: — Мама, дай телефон. — НЕ ДАМ! Ты много сегодня играла, – говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку. — Мне скучно! – начала истерить девочка. – Ну, дай телефон! Ты что, не понимаешь, что мне скучно, - начинает демонстративно плакать, ожидая, что получит свое (проработанная схема). — На!... Возьми! - мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдает ребенку. Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.
Вспоминаю, как на одной из смен лагеря-клуба «Я и другие» побывал ребенок с игровой зависимостью. Ему было ВСЕ не интересно, никакие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт. Он все время говорил, что ему СКУЧНО. И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось бывать. Спрашиваю: Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты изменил бы в нашем лагере? Разрешил бы играть на смартфоне, - не поднимая голову, отвечает 10-летний парнишка. Продолжаю спрашивать, чтобы понять увлечения ребенка: А что тебе больше всего нравится делать? Играть на телефоне! А как ты проводишь время? – продолжаю интересоваться. Прихожу домой из школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом вновь играю. Тебе нравится, как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым? - интересуюсь. Когда есть смартфон – да!
Ситуация распространенная Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки, давая вновь смартфон. И возможно, чтобы избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго ныть, а в голову не приходят идеи, чтобы что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру НЕ онлайн - это будет скучно.
Игровая зависимость или интернет-зависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.
А что же в реальности? А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем, вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов быстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона. Причина проста: полученный опыт жизни онлайн и в играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи, ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, играя компьютерные игры, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни можно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь появляется желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл. Были случаи в моей практике, когда ребенок ждал, когда родители уснут, и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.
Усталость от удовольствия Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность , а когда его много, приводит часто к переутомлению. Ребенок устает. По-настоящему устает. Потом у него не хватает сил, чтобы делать уроки. Мозг, находящийся в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман». Нужна доза, и он ее требует, а родители дают!
ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ МНОГО ПРОВОДИТ ВРЕМЕНИ ОНЛАЙН: становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
становится агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
появляется бессонница;
падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
становится рассеянным;
слабо развивается воображение (сложно придумать что-то свое);
реальность становится черно-белой, теряется интерес к жизни;
становятся неинтересны кружки и другие увлечения в реальности;
не умеет общаться;
становится неинтересным для других;
появляются проблемы со зрением и позвоночником;
не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
мало двигается; ослабляется иммунитет;
формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
формируется ЗАВИСИМОСТЬ.
Как быть, если ребенок зависим от гаджетов? В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.
ОЧЕНЬ ВАЖНО:
Играть в компьютерные игры можно максимум 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость).
ОБЪЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. 30-40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка. За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу).
Гаджеты полезно убрать из детской. Золотое время укладывания ребенка спать - с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, проводить совместные ужины без гаджетов, организовывать прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости, играть в обычные дворовые и настольные игры. Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (формируется ценность того, что я могу).
И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость).
Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга).
Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).
Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).
Родителям нужно быть примером свободного человека (дети подражают) При этом не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне. Важно не впадать в крайности!
ссылка