Раиса Рязанова родилась 31 октября 1944 года в г. Петропавловске, что в Казахстане. Детство у нее было очень непростое. Она родилась внебрачным ребенком. Ее мама, женщина из русской деревни, добровольно отказалась от мужчины, зная, что у него семья и шестеро детей. Ее мама не имела отношения ни к кино, ни театру, но жила она только ради своей девочки и старалась ей, чем могла, помочь.
Рязанова сначала закончила Рязанское музыкально-педагогическое училище по классу баяна и даже целый год преподавала в музыкальной школе, но… в Рязани тогда был прекрасный драматический театр. И как-то раз, придя на спектакль «Ромео и Джульетта», девушка пропала. Влюбилась в Ромео, и для нее белый свет померк, и все немило стало: на уроке, дома она все думала про спектакль.
Воображала себе, как бы она сыграла в той сцене, или в этой…. Потом решила поехать в Москву, поступать в театральный, чтобы доказать Ромео. Мечтала: вот окончит институт, станет артисткой и приедет в этот театр покорять Ромео, играть Джульетту.
Конечно же это был решительный поступок: из Рязани – и сразу на экзамены в ГИТИС… Без влиятельных родственников, без нужных связей, без подготовки… Ни о чем таком Рязанова и понятия не имела. Она просто так и представлялась на экзаменах: «Я – Рая Рязанова из Рязани, и мне 20 лет…» До сих пор актриса не может понять, почему ее тогда взяли?
Она ведь совершенно была не искушена в актерских делах, выучила не что-нибудь, а… диалог деда Щукаря с Давыдовым из «Поднятой целины» Шолохова. Играла сразу за двоих мужиков. А на втором туре еще и вдруг напрочь текст забыла. Пришлось монолог досказывать своими словами. Казалось бы, надежд на поступление совсем никаких, но нет, — удача: к своему величайшему изумлению будущая актриса нашла свою фамилию в списках. Наверное, педагоги подошли к девушке из Рязани не формально, просто заглянули глубже.
Здесь, в стенах института, Раиса Рязанова встретила свою любовь. Уже на втором курсе она вышла замуж за сокурсника. Глянули они тогда друг на друга, и все сразу стало понятно. На четвертом курсе у Раисы родился сын Даниил, а вскоре она… ушла от мужа.
К тому времени молодая актриса уже снималась в кино. Ее дебютом стала главная роль в картине «Гуля Королева» режиссера Ии Мироновой по повести Елены Ильиной «Четвертая высота». И вот, однажды на съемках Раиса встретила человека, который сразу же покорил ее сердце. Ну что поделать, вот такая влюбчивая она была. А мужа обманывать – не в ее правилах. Вернувшись, так и сказала: «Все, я люблю и больше так жить не могу». Он уговаривал ее остаться, но Раиса осталась непреклонной.
Бывший муж Раисы затем завел новую семью, а у нее так ничего и не вышло. Она вспоминает: «С той моей любовью все как-то тянулось десять лет, а потом как бы и кончилось…
В 1969 году Раиса Рязанова окончила ГИТИС. Попробовала устроиться в театр Маяковского, но ей заявили, что в этом году никого не берут. Больше она никуда и не пошла, благо, что кинематограф уже обратил внимание на молодую актрису.
И пошло, и пошло…. Съемки, съемки, съемки. Когда уезжала, просила кого-нибудь посидеть с сыном. Такова уж актерская доля. А, возвращаясь, привозила Данилке чемоданы книжек. «Он весь с ногами влезал в чемодан, рылся и тут же садился читать. Я была так рада!», — вспоминает Раиса Ивановна.
Один фильм за другим. Главные роли чередовались с эпизодами. Катя, соседка Емельяновых в лирической комедии Ильи Гурина «В Москве проездом», Евдокия в сказке Александра Роу «Золотые рога», Лиза Прохорова в приключенческой ленте Александра Сурина «Два дня тревоги», Зина Шуранова в приключенческом фильме Станислава Говорухина «Контрабанда», буфетчица в киноповести Ильи Фрэза «Это мы не проходили», мать Алеши в замечательном детском фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное Ухо». Такие разные роли, но все одинаково любимые актрисой. Она всегда старалась с экрана нести добро людям. А зрители в ответ платили актрисе искренней любовью.
В 1978 году Владимир Меньшов взялся за съемки мелодрамы «Москва слезам не верит» (Как создавался фильм).. На роль одной из героинь – Тони – режиссер пробовал несколько актрис. Наталья Андрейченко и Людмила Зайцева не подошли, да режиссер особо на счет них планов и не строил. А Галина Польских сама отказалась от роли. Оставались Нина Русланова и Раиса Рязанова. Владимир Меньшов вспоминает: «Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета, но интереснее образ выходил у Рязановой, попавшей в картину. А Русланова обиделась на нас за то, что ее не взяли».
Если в реальности у Раисы Рязановой с личной жизнью не сложилось, то ее героиня в картине «Москва слезам не верит» оказалась самой счастливой. Встретила любимого человека, вышла замуж, родила детей, обрела настоящее женское счастье. Знаменитую фразу Тони, удачно сказанную актрисой, постоянно цитировали: «Хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать».