7 февраля 1981 года самолёт Ту-104А выполнял рейс по маршруту «Пушкин (Ленинградская область) — Хабаровск — Владивосток», но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Ту-104А
В этой авиакатастрофе погибла делегация Тихоокеанского флота ВМФ СССР, в рядах которой был весь высший командный состав - 13 адмиралов и 3 генерала. Для сравнения - в боях Великой Отечественной войны погибло лишь 4 адмирала.
Столь представительный коллектив прилетал на командно-штабные военные учения, проводимые в Ленинградской военно-морской академии. Кстати, на них командование Тихоокеанского флота было признано лучшим.
Рассматривались несколько версий крушения. Поначалу прорабатывался даже вариант диверсии, из-за чего Тихоокеанский флот был на короткое время приведён в полную боевую готовность.
Однако расследование установило, что авария произошла из-за перегруза воздушного судна. По свидетельствам, самолёт вёз много дефицитных вещей, купленных офицерами по случаю приезда в Ленинград. Кроме того, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов распорядился разместить в судне несколько тяжёлых рулонов хорошей бумаги для нужд дальневосточных подразделений.
Эмиль Спиридонов
Главной причиной считается даже не слишком большой вес багажа, а его нерациональное распределение. Следственная комиссия предположила, что груз при разгоне сместился по салону назад, из-за чего самолёт сильно задрал нос, преждевременно оторвался от земли и уже не смог удержаться в воздухе.
«Когда наблюдаешь за взлетающим самолётом сзади, то видишь, что он начинает превращаться в точку - рассказывает контр-адмирал Владимир Дворянчиков - А тут он немного взлетел, примерно на 50 метров, и начал превращаться в крест. Начал заваливаться на корму и на правый борт».
По итогам разбирательства Ту-104 был окончательно списан из авиации (в гражданских полётах не использовался с 1979 года). Также были введены правила, обязывающие высшее командование летать в разных самолётах и предъявлять свой багаж на взвешивание, чего в военной авиации раньше не было. Впрочем, как утверждают свидетели, эта практика довольно быстро сошла на нет.
Информация об авиакатастрофе была, естественно, засекречена. Правда, в газете «Красная звезда» на третьей полосе всё же вышел некролог:
«7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».
Однако официальное извещение о гибели своих мужей вдовы получили лишь в 1997 году - и для этого потребовалась поддержка депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой.
Галина Старовойтова
Большинство погибших были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Мемориал на могиле был воздвигнут в 1983. И только в 2000 году там была добавлена памятная надпись:
«Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года».
Мемориал жертвам катастрофы