Ну, кто не помнит мультипликационного героя, который, показываясь из норки, произносил своё волшебно «А-я-я». Речь идёт о неповторимом, милом, добродушном кроте, которого, по праву, можно считать символом Чехии. Этот забавный зверёк в своё время покорил зрителей не только дошкольного, школьного, возраста, но и взрослых.
Режиссёр, отец, создатель этого неповторимого персонажа — Зденек Милер, придумал героя, который не был похож на всех любимых персонажей Уолта Диснея, что и являлось его целью. Но обаятельный и любопытный зверёк уверенно обошёл своих конкурентов на мультипликационном Олимпе и влюбил в себя все поколения телезрителей.
Согласно легенде создания, режиссёр получил задание снять мультфильм, посвящённый обработке льна и ткацкому ремеслу. Идею автор уже вынашивал в своей голове, но долго не мог придумать главного героя. Ему не хотелось повторять опыт Диснея с поющими собачками и мышками.
Однажды он вышел на улицу, случайно споткнулся и упал… прямо лицом к норе крота. Вот тут-то и пришла ему идея сделать главным героем это животное. Хотя в мультфильме он не совсем похож на своего реального брата, но образ получился очень милым, очень добрым, сильно напоминающим своего создателя, который до никогда не соглашался продать право на своё творение. И это понятно, сделать такой шаг обозначало бы изменить самому себе, продать самого себя.
Зденек Милер создал мультфильм, которому чужды политические перипетии. Крот изучает мир вокруг себя и не только в лесу, в некоторых сериях он появляется и в городе, где он становится глубоко поражён современной бюрократией, он заботиться об окружающей среде, тем самым поучая юного зрителя. В простых и незамысловатых поступках и движениях персонажа скрывается, в каком-то роде, мудрость и обучающий момент.
Сами серии носят названия, которые понятны даже самым маленьким зрителям: «Крот и лягушка», «Крот и домик» и т.д. и по времени длятся от пяти до пятнадцати минут, что не даёт юным непоседам устать от просмотра.
Первая серия вышла на экраны в 1957 году и была озвучена. Все остальные: шестьдесят одна – не имели речи. Мультик был по-настоящему интернациональным, так как по одним эмоциям и действиям он был понятен детям и взрослым всех народов мира.
Приключения крота покорили сердца всего тогдашнего Советского Союза, советской Германии и даже Японии.
Мультсериал стал настолько популярен, что изображение героя появилось на футболках, шапках, значках, в периодических изданиях.
В своём интервью[1], посвящённом сериалу о Кротике, Зденек Милер вспоминал:
«Это мне очень повезло, так как в то время, когда я делал первых кротиков, мои дочки были маленькие. У них были очень красивые голоса, и они очень хорошо смеялись. Мне везло, так как мне всегда удавалось их расколоть, и когда они смеялись или плакали, я это записывал, и эти звуки у нас сохранились до сих пор, потому что лучше, несмотря на то, что я старался, мне никогда не удавалось найти».