15 июня в 1985 году, субботним утром, в ленинградском Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком «Свободу Литве!» дважды пырнул картину ножом.
Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс МАЙГИС, который объяснил свои действия «политическими соображениями».
Спасать шедевр принялись мгновенно, промывая полотно водой. К вечеру реакция была остановлена, но стало очевидно, что 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. Пострадала самая ценная часть картины – женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали – например, драпировка, прикрывавшая ноги Данаи – и вовсе исчезли, зато обнаружились ранние редакции картины.
Некоторые предлагали законсервировать шедевр, поместив в хранилище, а в экспозицию представить копию. Однако из Москвы поступила директива: «Восстановить как можно быстрее!» Бригада реставраторов трудилась над восстановлением «Данаи» 12 лет. Только натеки с картины снимали более 2 лет. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.
«Даная» появилась перед посетителями музея только в октябре 1997 года и под бронированным стеклом.
Судьба Майгиса сложилась гораздо печальнее – он до сих пор находится в психушке и отказывается вспоминать эту историю с картиной Рембрандта...
К. Максимейко-Вепрева