Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Школьный дворник изнасиловал двух 13-летних мальчиков (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от разумова 2. Теперь у Карякиной лучшие друзья- Ермачиха и Холявин. (Дом 2 новости) от 321 3. Юнна Мориц намерена запретить Никитиным исполнять песни на ее стихи (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Nejana4 4. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Чулпан Чумоданова 5. Барды Никитины ответили на обвинения в спонсировании ВСУ (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Nejana4 6. Наказание Александру Гобозову оставили без изменений (Дом 2 новости) от glasha
7. Моя внезапная весна - привет, Москва, привет, подворье! (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от glasha 8. Правоохранители проверят законность контракта Блиновского с Минобороны РФ (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Натуся60 9. Александр Ф. Скляр высказался об осквернителях могилы легенды «КиШ» (Интересное и необычное) от irinka5 10. Заключенный умудрился пронести телефон (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от irinka5 11. NPR: самый известный препарат от диабета может быть секретом долголетия (Интересное и необычное) от Бабка Ёжка 12. Когда помыла голову 🧴 (В мире животных) от irinka5

Еврейские мальчики в солдатских шинелях: как иудеев заставляли отдавать «жизнь з  (Прочитано 901 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82033
  • Имя: Лариса
  • Карма: 291232
4
Еврейские мальчики в солдатских шинелях: как иудеев заставляли отдавать «жизнь за царя», и что из этого вышло.

Стремление евреев сохранять в диаспоре свои обычаи и, главное, свою веру не раз на протяжении истории приводило к драматичным последствиям. Российская империя в этом смысле не была исключением. Попытки принудительной ассимиляции оборачивались страданиями и загубленными судьбами, но иногда приносили неожиданные плоды.

Слово «кантонисты» появилось в русском языке в начале XIX века. Так в правление Александра I стали называть солдатских сыновей, обучавшихся в школах при гарнизонах. Впоследствии в кантонисты начали определять сирот, детей староверов, цыган и репрессированных участников польских восстаний. Выпускники кантонистских школ подлежали обязательной службе в армии.

Поначалу обучение носило общеобразовательный характер, хотя наставники долгими часами муштровали будущих солдат. Но в 1824 году дело передали в руки графа Аракчеева, который ввел преподавание военных дисциплин и специализацию кантонистских школ. Отныне в них готовили артиллеристов, топографов, инженеров, медиков.

К середине 1850-х в империи существовало 52 подобных заведения. Институт кантонистов был отменен Александром II в 1856 году. На базе кантонистских школ возникли военные училища.

В 1827 году указом от 26 августа император Николай I обязал евреев служить в армии. Это объяснялось соображениями справедливости: «…чтобы рекрутская повинность к облегчению наших верноподданных уравнена была для всех состояний».

Однако на деле о равенстве не шло и речи. Если квота для христианского населения составляла семь мужчин с тысячи через год, то для еврейских общин — десять человек с тысячи ежегодно. Позднее, во время Крымской войны (1853–1856), рекрутский набор проводился дважды в год и достигал тридцати человек на тысячу.

Евреи подлежали рекрутчине с двенадцати лет, хотя 25-летний срок службы начинал отсчитываться только по достижении ими восемнадцатилетия. Мальчиков направляли в батальоны кантонистов. Оттуда одни попадали в школы, другие отдавались «для прокормления» зажиточным крестьянам.

Рекрутчина породила позорные явления внутри самих еврейских общин. У большинства детей не было документов, поэтому нередко в кантонисты отдавали семи-восьмилетних — сирот, сыновей вдов, бедняков и «смутьянов», чем-то не угодным старшинам. Появился новый промысел — «хаперс», «ловчики», «хапуны», которые похищали детей для сдачи в рекруты.

Чтобы уберечь детей, семьи, имевшие такую возможность, бежали в губернии, свободные от рекрутской повинности, — например, на бывшие территории Польши или в Бессарабию. Случалось, что матери собственноручно отрубали детям пальцы или еще как-либо калечили их, делая непригодными для царской службы.

Николаевским указом для евреев-рекрутов отдельно оговаривалась свобода вероисповедания. Но офицеров и унтер-офицеров, опекавших и учивших детей, всеми мерами, в том числе и материально, поощряли к обращению подопечных в православие.

Сразу же по прибытии в школу у еврейских малолетних рекрутов, которых специально отправляли в места, как можно более отдаленные от родного дома, отбирали молитвенники. Им запрещалось вести переписку и разговаривать на идиш.
Преимущества христианства мальчикам объясняли, запарывая розгами до полусмерти, мучая голодом и жаждой, выставляя раздетыми на мороз. Устоять в таких условиях у детей, силой вырванных из семьи, практически не было шансов.

После перехода в православие жизнь кантонистов становилась несколько легче. В будущем они могли дослужиться до офицеров, поскольку до 1910-х годов выкресты в русской армии почти не ограничивались в правах. Уже в зрелом возрасте, выйдя в отставку, некоторые из них возвращались к иудаизму. Но закон запрещал это, и тайные «отступники» преследовались в уголовном порядке.

Известен всего один случай, когда кантонист, отказавшийся креститься, впоследствии, уже на исходе службы, получил звание капитана. Этого офицера-иудея звали Герцель Цам.

Согласно народному преданию, появившемуся в 1840-е годы, в Волге, близ Казани, одновременно утопились несколько сотен еврейских мальчиков. Их привели на берег реки для массового крещения. При этом, помимо военного начальства и священников, присутствовали местные высокопоставленные чиновники и лично самодержец Николай II.

По команде императора мальчики прыгнули в воду. Не вынырнул ни один: маленькие кантонисты заранее договорились покончить с собой, чтобы избежать обращения в христианство. В иудаизме самоубийство ради сохранения веры считается не грехом, а мученическим подвигом.

Точно известно лишь то, что в этом месте, где действительно проводились массовые крещения, приняли подобную смерть два кантониста. Позднее их гибель описал в своей балладе немецкий поэт Людвиг Виль.

Трудно представить себе, что сотням детей и подростков разом хватило решимости и выдержки для такого мучительного способа самоубийства. Красивое и страшное предание не слишком правдоподобно, зато ясно показывает отношение российских евреев к насильственной ассимиляции.

Выпускники кантонистских школ, евреи по национальности, участвовали во многих кампаниях русской армии, и их храбрость отмечали даже те современники, которых трудно заподозрить в филосемитских настроениях.

В 1836 году было издано распоряжение, позволявшее награждать солдат-евреев Георгиевским крестом за боевые заслуги.
На территории Морского завода в Севастополе можно увидеть памятник 500 евреям, павшим при обороне города во время Крымской войны.

В Балканской кампании Русско-турецкой войны 1877–1878 годов солдаты-евреи помогали освобождать славян от османского ига. Особенную отвагу проявили бойцы 16-й и 30-й пехотных боевых дивизий. В двух этих подразделениях служило много евреев, родившихся в Минской и Могилевской дивизиях.

Погибшего на этой же войне в чине генерал-лейтенанта В. А. Геймана, сына кантониста, генерал-фельдмаршал Воронцов более чем двадцатью годами раньше назвал «храбрейшим из офицеров Кавказской армии».


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.107 секунд. Запросов: 40.