УЗБЕКИСТАН НАБИРАЕТ РАБОТЯГ ДЛЯ РОССИИ. У НАС СВОИ ЧТО ЛИ КОНЧИЛИСЬ?
При этом зарплаты для гастарбайтеров предлагают хорошие - до 60 тысяч рублей! Почему россиян не зовут работать за эти деньги?
СКОЛЬКОВО-СКОЛЬКОВО?
В Узбекистане объявили о массовом наборе рабочих рук для России. «Хотите работать за рубежом? Есть работа!» - радостно сообщило узбекское Агентство по вопросам внешней трудовой миграции. И огласило полный список вакансий.
Самая многочисленная из заявок — водители маршруток для компании «Мосгортранс». Сюда, согласно Агентству, требуется аж 1000 водителей из Узбекистана! Зарплата — от 43 тысяч до 60 тысяч рублей. Сюда же прилагаются: оплата проживания и проезда до места работы. В самом "Мосгортрансе", правда, появлению такой информации несказанно удивились, пояснив, что никакого целенаправленного набора граждан среднеазиатской республики не объявляли(комментарий компании читайте ниже. - Прим. ред.).
Еще одна заявка: на «Вологодский подшипниковый завод» требуются 270 узбекских шлифовщиков, наладчиков станков с программным управлением, наладчиков автоматических линий и агрегатных станков, слесарей-ремонтников. Зарплата — до 30 тысяч рублей.
Еще 20 граждан Узбекистана, маляров и штукаторов, агентство готово поставить на работы в Скольково (видимо, речь о подмосковном наукограде Сколково). Здесь обещают до 45 тысяч рублей
Неуказанное число вакансий открыто для граждан Узбекистана и для швейного предприятия «Хаска» в Астрахани. За 4 разряд по профилю (пошив верхней одежды) здесь готовы платить до 40 тысяч.
ПЛЮСЫ ЕСТЬ, НО СО ЗНАКОМ ВОПРОСА
С чего вдруг такой массовый и открытый набор? Узбекское Агентство пишет прямо, что это воплощение в жизнь соглашения междуТашкентом и Москвой, которое было подписано после визита в Россию президента Узбекистана Шавката Мирзиёева 4–5 апреля.
И, с одной стороны, это вроде всем на пользу. Узбекские гастарбайтеры будут приезжать не поодиночке, оседая на непонятных стройках, и тем самым пополняя ряды нелегалов, а организованно. Также организованно будут жить и ездить к месту работы. Да и критерии их отбора жесткие.
Во-первых, они должны обладать «хорошим знанием русского языка».
Во-вторых, подтвердить свой профессиональный уровень.
И в-третьих, не иметь судимости (а для водителей — не иметь еще и неоплаченных штрафов) и «отличаться аккуратностью и дисциплинированностью».
Но вместе с этими плюсами повляются и вопросы. Зарплаты-то указаны хорошие! Неужели на эти места нельзя найти своих граждан из регионов России: как показывали опросы рекрутинговых агентств, многие были готовы переехать в Москву на зарплаты 50-60 тысяч рублей. Да те же астраханцы, например, с легкостью могли бы работать у себя дома за заявленные 40 тысяч… Ведь во многих малых и средних городах России зарплата в 20-30 тысяч уже считается неплохой.
НАШИ ИДУТ В ЮРИСТЫ, А НЕ В СЛЕСАРИ
Так зачем набирать мигрантов из Узбекистана? У наших что — руки не из того места растут? Или в регионах резко выросли зарплаты, или работяги в стране просто закончились?
Все объясняется экономикой, - рассказала «Комсомолке» директор региональной программы Независимого института соцполитики Наталья Зубаревич. - Вакансии водителей автобусов раньше были частично заполнены украинцами, но из-за ужесточения режима пребывания у нас в стране (им теперь можно находиться в РФ до 90 дней в полугодие) многие уехали.
Россияне же не идут на переезд в столицу потому, что стоимость проживания в Москве может быть компенсирована единственным способом — заселяться 10-15 работягам в однокомнатную квартиру. И русские на это как-то не очень сильно подписываются. Даже 60 тысяч рублей - не та зарплата, при которой они готовы терпеть серьезные неудоства. Жить без семьи. А граждане Узбекистана готовы.
Так что остается либо набирать гастарбайтеров из Средней Азии, либо решать жилищный вопрос для российских рабочих. Но на кого упадут эти издержки?
Кроме того — у нас с начальным профобразованием не все хорошо. Число учащихся в профтехучилищах сократилось в 3 раза. Молодежь идет в юристы, экономисты, журналисты, а в токари и слесари - не очень.
- А в Узбекистане откуда эти кадры?
- Вообще-то был Ташкентский авиазавод, а вФергане есть сборка «Уз-Деу», поэтому какое-то количество профессиональных рабочих там может быть. Их и пытаются переманить более высокими зарплатами, это абсолютно рыночная история. В России же на эти деньги хорошего рабочего вы не найдете.
- Каких специальностей нам сейчас не хватает?
- Тех, за которые очень плохо платят. Там, где платят хорошо, никаких проблем с рабочей силой нет...
ЗВОНОК В «МОСГОРТРАНС»
«Водители нам нужны. Но этой заявке мы удивились»
В компании «Мосгортранс» удивились заявлению про 1000 вакансий для выходцев из Узбекистана.
- У нас, действительно, есть свободные вакансии для водителей, - рассказали «КП» в пресс-службе «Мосгортранса». - Но никакого целенаправленного набора для граждан Узбекистана мы не объявляли. Ни раньше, ни сейчас. Текст, который гуляет по интернету, мягко говоря, удивил нас.
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:
- За 60 000 и среди москвичей будет драка. Но чиновникам невыгодно нанимать граждан России. Есть влияние диаспор - нашлись свои лоббисты, журналисты и горлопаны. И нанимать нашего человека финансово невыгодно. Есть коммунальщики-коррупционеры, которые хотят получать откат с разнорабочих. Гастарбайтеры на это готовы, русские - нет. Ну и приезжего из другой страны проще уволить.
Дмитрий ЧУГУНОВ, член Общественной палаты РФ:
- У нас многие сидят без зарплаты в Москве, а в регионах и подавно. Если так хочется привезти людей, то вокруг столицы немало городов. Там готовы за такие деньги вахтовым методом ездить на работу. И качество работы россиян будет лучше.
Алла, читательница сайта KP.RU:
- В официальном наборе мигрантов есть свои плюсы. Теперь они не будут нелегально по городу шататься.
Татьяна, слушательница Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):
- Наверное, между нашими и узбекскими чиновниками возникло недопонимание. Ведь власти отрицают, что открывали набор в другой стране. Наверное, за границей что-то не так поняли. У нас и своих тружеников полно.