Валентина Ананьина родилась 18 мая 1933 года в Москве.
В 1952 году Валентина Ананьева поступила во ВГИК на курс к Райзману. Она с детства хотела поступать в театральное училище. В немалой степени этому способствовало необычное место жительства. «Мы жили рядом с Новодевичьим монастырем, и я оттуда просто не вылезала, — вспоминает Валентина Георгиевна. — Кладбище тогда не огорожено было, и мы детьми играли там в куклы.
Чуть ли не на могиле Станиславского. Потом, когда подросла, уже осознанно стала на нее приходить. Сидела на лавочке рядышком, вечно что-то читала: о нем, о МХАТе. Сейчас, когда бываю на Новодевичьем, очень смешно это вспоминать. Но тогда я жила этим. А вообще я, наверное, родилась артисткой. С трех лет стихи Горького всем желающим наизусть читала.
На даче в Томилино каждое лето собирала детей и ставила с ними какие-то спектакли. В школе вообще “гремела” на всю столицу. В Москве, наверное, нет такой площадки, где бы мне не пришлось выступать. Я принимала участие буквально во всем, была жуткой активисткой. Честно верила в светлое будущее. Но, когда на одном из комсомольских собраний нам зачитали письмо Хрущева, в котором он разоблачал культ личности, у меня как будто пелена с глаз упала. Из комсомола я ушла, а в партию так и не вступила. Хотя партийным было легче».
В 1957 году Валентина Ананьина окончила ВГИК (мастерская Ю. Райзмана) и стала актрисой Театра-студии киноактера.
В кино Валентина Ананьина дебютировала в 1955 году в фильмах «Вольница» и «Солдат Иван Бровкин». Валентина Георгиевна — мастер эпизода, в списках самых востребованных актрис отечественного кинематографа Валентина Ананьина всегда занимала первое место. В активе актрисы — больше 210-ти ролей, и вряд ли этот рекорд будет побит в ближайшее время.
В молодости она переживала, что играет только в эпизодах, хотелось играть главные и разные роли, но они почему-то проходили мимо. «Тогда вообще мало картин снималось и роли в них в основном были для мужчин, — вспоминает актриса. — У женщин выбор был небольшой: либо ты героиня, либо подруга главной героини. Я попала во вторую категорию.
И перейти этот барьер было почти невозможно. Сейчас в этом смысле гораздо легче. Я вот снимаюсь в сериалах, и в каждом — огромное количество героев: и главных, и второстепенных. И, что немаловажно, сейчас можно играть любую роль с любым лицом. Есть красивые актрисы, есть некрасивые, это не имеет никакого значения. Раньше такого не было. Дурнушка не могла играть главную героиню».
Валентина Георгиевна дурнушкой не была, но и классической красавицей тоже, поэтому довольствовалась эпизодическими ролями уборщиц, поварих, продавщиц и просто женщин «на заднем плане». Но особенно много актриса переиграла селянок, благо картин на темы «деревенской жизни» тогда снималось много. Большая часть этих фильмов, по словам самой же Валентины Георгиевны, никакой ценности не представляет, но немало в ее творческой биографии и картин, вошедших в «золотой фонд» отечественного кинематографа: «Карнавал», «Станционный смотритель, «Тени исчезают в полдень»(Как сниали фильм», «Белорусский вокзал», «Старые стены», «Я шагаю по Москве» (История создания фильма) и многие другие.
Таких, пусть небольших, но ярких ролей могло быть больше, если бы не скромность актрисы. «С честолюбием у меня как-то не очень, — признается Валентина Георгиевна. — Я даже некоторое время думала, что, наверное, зря пошла в актрисы. Мне было стыдно куда-то ходить, чего-то просить. Кто позвонит, с тем и соглашалась работать. А так в нашей профессии нельзя».
В рекламном ролике «Домик в деревне» Валентина Ананьина — это та самая пасторальная бабушка, которая поит внучат молоком. Нельзя сказать, что эта роль стала визитной карточкой актрисы, зато она помогла вернуться ей после долгого перерыва в большое кино. Сейчас Валентина Георгиевна с удовольствием наверстывает упущенное.
«Я очень редко отказываюсь от работы, снимаюсь практически везде, куда приглашают, — говорит актриса. — И дело не в деньгах. Просто я очень люблю свою профессию. То самое состояние, которое возникает после команды «Мотор!».
Мгновенно концентрируешься, думаешь только о том, как сыграть. Эти ощущения невозможно передать словами. Ради них и продолжаешь работать».
Несмотря на возраст, Валентина Георгиевна продолжает сниматься в кино. Начиная с 2000 года она успела отметиться в четырех десятках картин и телевизионных сериалов.
Валентина Георгиевна проработала в Театре киноактера 43 года. Правда, театральных ролей нее было немного: самая заметная — Коробочка из «Мертвых душ», но в актерской судьбе актрисы она мало что изменила.
По словам самой актрисы, у нее вообще не было важных, судьбоносных ролей, но сейчас по этому поводу она не очень-то расстраивается: «Дело в том, что я никогда не жила только кино. У меня всегда были какие-то еще интересы. Семейные, общественные. Так что некогда было расстраиваться».
Впрочем, в личной жизни у Валентины Георгиевны тоже все сложилось не идеально. Слишком рано ушел из жизни любимый муж, а детей не оставил. А еще раньше, в возрасте 33 лет, актриса перенесла инсульт. Боль от потери любимого человека и жизнь на краю смерти постепенно привели женщину к вере. Творческие амбиции окончательно и бесповоротно отошли на второй план.
Кроме съемок в кино, Валентина Георгиевна работает в детской воскресной школе при Новодевичьем монастыре, помогает проводить елки, детские праздники. «Вот этому я уделяю куда больше времени, и главное — сердца, нежели всему остальному», — говорит актриса, которая свой след в кино все-таки оставила, и не только количеством, но и качеством.