Мы вряд ли сможем повлиять на российскую школу, но в неизбежных сидениях над домашними заданиями русским родителям пригодятся впечатления американского учителя Тимоти Уокера о финской системе образования.
ДвигайтесьХотя дети и в Финляндии, и в США сегодня страдают от гиподинамии, существует одно принципиальное отличие: в маленькой северной стране недавно запустили эксперимент — была принята новая государственная программа «Финские школы в движении», призванная помочь детям вести активный образ жизни в течение всего учебного дня.
Как-то раз, дело было в середине декабря, сразу после полудня, я вышел на улицу во время очередной 15-минутной перемены. <...> Мне было интересно, изменилось ли что-то в поведении учеников. Может, детей, пассивно проводящих перемену, и впрямь стало меньше?
На игровой площадке две мои шестиклассницы, Эмми и Марианне, облачившись в неоново-желтые жилеты, руководили популярной игрой, разновидностью салок. Вокруг них носилось туда-сюда около десятка детей помладше.
Эмми и Марианне являлись «активаторами перемены»: это значит, что они прошли специальную подготовку и должны были один раз в неделю работать со своими младшими товарищами, в основном первоклассниками и второклассниками. За несколько минут до моего прихода девочки собрали этих семилеток и восьмилеток, дабы решить, во что они будут сегодня играть.
Делайте перерывыВозможно, порой вы замечаете, что ученики, несмотря на все ваши усилия сделать уроки увлекательными, становятся сонными, просидев на месте долгое время. В таких случаях явно необходима разминка. Можно объявить перерыв на физкультуру: 20 прыжков «ноги вместе — ноги врозь» с хлопками над головой или 20 секунд бега на месте помогут детям встряхнуться.
Не захламляйте пространствоОдно из правил, которыми руководствуются в этой стране: «Чем меньше, тем лучше». Это очень заметно по минимализму, преобладающему в местном дизайне. Зайдя в гости к финнам, вы, вероятно, обнаружите уютное незахламленное пространство в стиле IKEA.
Если вы хотите сделать хозяевам комплимент, то лучший способ — это похвалить tunnelma («атмосферу») в их доме. За годы пребывания здесь я понял, что представление об уютном доме, с точки зрения финнов, связано с максимальной простотой в оформлении жилого пространства. Думаю, тот же принцип положен и в основу оформления классов.
В 2014 году ученые из Университета Карнеги — Меллона решили выяснить, в какой степени оформление класса может отвлечь детей от учебного процесса. Детсадовцев привели в лабораторию, где им дали несколько вводных уроков по естественным наукам. При этом исследователи меняли декор помещения: на одних уроках стены были украшены различными наглядными пособиями, а на других оставались абсолютно пустыми. Оказалось, что в первом случае ребятишки «сильнее отвлекались на визуальные стимулы, тратили больше времени на разглядывание посторонних предметов и хуже усваивали материал».
Особенно важно сократить внешние стимулы в кабинетах, где учатся маленькие дети, потому что способность концентрироваться с годами растет. Авторы исследования отметили, что шестиклассникам гораздо легче игнорировать неважные стимулы, чем дошкольникам.
ПроветривайтеЕсли концентрация углекислого газа в классе становится слишком высокой, то ни о какой учебе речи идти уже не может, потому что мозг просто-напросто перестает работать! Оптимальной для учебного процесса является температура воздуха от +20 до +23 °C.
Хотя научные исследования подтверждают, что передышки для мозга полезны как в помещении, так и на улице, в Финляндии абсолютно все, с кем я беседовал на эту тему (и дети, и взрослые), неизменно превозносили пользу прогулок на свежем воздухе. Подобный подход, возможно, ярче всего иллюстрирует правило, принятое во многих местных школах: при температуре выше –15 °C ученики младших классов должны выходить на улицу. Это значит, что ненастный день еще не повод сидеть под крышей во время перемены. Помню, как в первый год преподавания в Хельсинки однажды осенью выглянул в окно и был до глубины души изумлен, увидев десятки детей, бегавших под дождем по игровой площадке. Как любит приговаривать мой финский тесть: «Ничего, не растаем, мы же не сахарные».
Спокойствие, только спокойствиеУважение к спокойствию у финнов в крови, оно проявляется даже в их языке. По аналогии с Рождественским миром* (joulurauha) для обозначения состояния умиротворенности, покоя, отсутствия конфликтов и суеты в различных жизненных ситуациях у этого северного народа имеются, к примеру, также слова saunarauha («банный мир», или «покой в сауне») и ruokarauha («трапезный мир», или «умиротворение во время еды»).
Полагаю, что именно это и является одной из главных причин, благодаря которым ученики в этой стране так хорошо усваивают материал и демонстрируют блестящие результаты на тестах вроде PISA. «Успешной учебе должны способствовать доброжелательная рабочая обстановка, а также спокойный, миролюбивый настрой», — говорится в последней директиве Национального совета Финляндии по образованию.
Несколько десятков лет назад ученые из Орегонского университета установили взаимосвязь между уровнем шума в доме, где живет ребенок, и его способностью различать два похожих слова, а также умением читать. Эксперимент показал, что чем выше был уровень шума в жилом помещении, тем хуже оказывались результаты. Позднее исследователи из Висконсинского университета обнаружили, что нечто похожее происходит и в школе: при наличии фонового шума ученики младших классов с трудом запоминают новые слова.
ОтветственностьВ Финляндии детям начинают доверять с раннего возраста и возлагают на них ответственность, причем в самых разных вопросах. Подавляющее большинство моих учеников каждый день без сопровождения взрослых ездили в школу и возвращались обратно. Я заметил и не такие очевидные вещи: например, дошколят, гулявших в парках без родителей; малышей, самостоятельно накладывавших себе еду в школьной столовой; ребятишек, которые ходили по коридорам без учителей. Им доверили эту ответственность не благодаря их «высокому статусу»: просто взрослые сочли, что дети вполне смогут добиться успеха сами.
НезависимостьВ целом финские дети кажутся гораздо более самостоятельными, чем американские, но, конечно же, дело тут вовсе не в генетике. Причина этого феномена, по моим наблюдениям, заключается в том, что как дома, так и в школе им предоставляют многочисленные возможности делать самые разные вещи без опеки взрослых, благодаря чему они обретают бо́льшую независимость, в том числе и в учебе.
Как установили ученые, ощущение независимости является важнейшим компонентом счастья, и за два года работы в Хельсинки я убедился в этом на собственном опыте: мои ученики просто расцветали, когда я доверял им действовать по собственному усмотрению.
В ходе последних реформ в Финляндии были приняты образовательные программы, в которых упор делается на развитие у детей самостоятельности и независимости (как в школе, так и за ее пределами). В числе других приоритетов — радость от учебы и сотрудничество учителя с учениками.