9-го февраля 1904 года, через шесть часов после окончания боя, команда открыла кингстоны и оставила корабль. В 18:20 бронепалубный крейсер 1-го ранга "Варяг" лег на борт.
Буквально на следующий день, нисколько не смущаясь присутствия на рейде кораблей международной эскадры, японцы начали обследование «Варяга», и в середине февраля 1904 года приступили к его подъему. Крейсер лежал на грунте, на левом борту, почти по диаметральную плоскость погрузившись в ил. При отливе над водой была видна большая часть его корпуса.
Для проведения работ из Сасебо привезли специалистов и доставили необходимое оборудование. После проведения подготовительных работ начали спрямлять корпус корабля. Для этого с помощью помп стали вымывать из-под корпуса ил и песок. По замыслу японцев «Варяг» должен был лечь в образовавшуюся яму. К 15 июля удалось достичь угла в 24°, что позволило снять всю артиллерию по левому борту.
Заделав многочисленные отверстия и пробоины, в середине августа спасатели приступили к откачке воды с помощью шести насосов общей производительностью 7000 т/ч. Однако все было напрасно — обилие на крейсере плохо заделанных отверстий не позволяло откачивать в час более 4000 тонн воды.
Через несколько месяцев (помешал сезон осенне-зимних штормов) после изготовления кессона по правому борту и установки трех дополнительных помп японцы наконец приступили к спрямлению крейсера. К 15 июля 1905-го года «Варяг» практически встал на ровный киль. Водолазы принялись достраивать кессон по левому борту. Работы шли в основном под водой и были завершены за 40 дней. К тому времени из Осаки снова доставили дополнительные насосы.
Утром 8 августа при малой воде одновременно включили все насосы и когда удалось откачать часть воды, крейсер всплыл. Помпы продолжали работать, и рабочие начали заделывать незамеченные отверстия, из которых со свистом выходил воздух.
После осмотра корабля комиссией было принято решение готовить его к переходу под собственными машинами. В ноябре в сопровождении двух пароходов крейсер направился в Сасебо, где с него высадилась большая группа рабочих и инженеров, а затем — к месту ремонта в Йокосуку.
Работами по подъему «Варяга» руководил генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Арай. Под его началом постоянно находилось 150 квалифицированных рабочих и водолазов, а в августе 1905 года их число превышало 300 человек. В общей сложности до 7 октября 1905 года на подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен.
После проведения капитального ремонта "Варяга" внешний вид крейсера сильно изменился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки, с бортов сняты шесты противоминных сетей. Переименованный в «Сойя» (яп. 宗谷) он был зачислен в качестве учебного судна в состав Японского императорского флота.
Известно, что японцы сохранили на корме российский герб и имя крейсера - они были вмонтированы в кормовой балкон и новое название, «Сойя», японцам пришлось закрепить по обеим сторонам на ограждении балкона.
Олег Энгель