На Руси со времен древних славян и вплоть до XII в. мужчины носили одинцы — так называли одиночные мужские серьги. Существовало даже определение для мужчины, носящего серьгу, — серьгач.
Серьги для русичей были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Так простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра, ну а членам княжеской семьи полагалось носить серьги с изумрудами и рубинами. До XII в. витязи прокалывали себе одно ухо.
Популярными также были - «одинцы», «двойчатки» и «тройчатки» - серьги в виде прикрепленных к толстой проволочке одного, двух, трех стерженьков с нанизанными на них стеклянными и серебряными бусинками, жемчужинками и небольшими литыми серебряными цилиндриками с орнаментом.
С новгородской культурой связаны так называемые «голубцы» - крупные серебряные серьги в форме стилизованных птиц, покрытые с двух сторон сканным орнаментом, иногда с эмалью, и украшенные жемчужинками, перламутром, камнями или стеклами с серебряными бусинками. На русском Севере изготавливали литые серебряные серьги. В Великом Устюге на основной тон эмали наносили белые, желтые, черные или черные с желтой серединкой точки. В Москве делали золотые серьги в форме полумесяца с подвесками в виде граненых шариков. В некоторых документах XVII века упоминаются «шляпочные серьги» - украшения, которые прикрепляли к головным уборам.
Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын у матери-одиночки, в правом — единственный сын у родителей, в обоих ушах — последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, превыше всего почитающей семью, атаман или есаул должен был оберегать такого человека. Даже в самую лихую годину войны его не имели права подвергать смертельной опасности, посылая в пекло битвы.
Во время боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были мало видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.
Среди военных серьги вошли в моду во времена правления Павла I, это были именно женские серьги - русские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, дарили им свои серьги («для милого дружка хоть сережку из ушка!»). Такие серьги были своеобразными оберегами, защищавшими от злых духов и шальных пуль, так они превратились в мужской талисман.
Женские серьги оберегали и младенцев мужского пола - их использовали в качестве оберега, чтобы обмануть злых духов. (Считалось, что черные силы вряд ли заинтересуются малоценными девочками.)