Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Теперь у Карякиной лучшие друзья- Ермачиха и Холявин. (Дом 2 новости) от 321 2. Юнна Мориц намерена запретить Никитиным исполнять песни на ее стихи (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Nejana4 3. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Чулпан Чумоданова 4. Барды Никитины ответили на обвинения в спонсировании ВСУ (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Nejana4 5. Наказание Александру Гобозову оставили без изменений (Дом 2 новости) от glasha 6. Моя внезапная весна - привет, Москва, привет, подворье! (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от glasha
7. Правоохранители проверят законность контракта Блиновского с Минобороны РФ (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Натуся60 8. Александр Ф. Скляр высказался об осквернителях могилы легенды «КиШ» (Интересное и необычное) от irinka5 9. Школьный дворник изнасиловал двух 13-летних мальчиков (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Йожик 10. Заключенный умудрился пронести телефон (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от irinka5 11. NPR: самый известный препарат от диабета может быть секретом долголетия (Интересное и необычное) от Бабка Ёжка 12. Когда помыла голову 🧴 (В мире животных) от irinka5

Как в СССР решали "цыганский вопрос"  (Прочитано 839 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн МилкаЯ

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 58058
  • Карма: 464648
2
За всю историю СССР не было народа, который бы настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане. Они жили дорогой, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой розни. Власть считала их "чужаками" и с ними боролась.
Цыгане — закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами ("рома") и все остальные ("гадже").
Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча, особо не афишируя своей трагедии. Так было и во время геноцида рома, устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской системы.

Коллективизация


Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.

Советская власть вовсю "раскулачивала" цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах "красный угол", крестили детей, венчались. Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что "религия-опиум для народа", но... Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.

Паспортизация

Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане "бедные", то они должны ненавидеть "богатых". Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд.

Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к "неблагонадежным элементам". 27 декабря 1932 года в СССР был введен внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа можно было получать продуктовые карточки. Города были разделены на "открытые" и "закрытые". Доступ в последние был цыганам закрыт. Начались массовые спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933 года было арестовано и выслано 5470 цыган. Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.

Монисто как валюта

Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты.
Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество. В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. "Правонарушители" не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.

Указ об оседлости
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.

Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах. Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.

Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы , куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая "вольный народ" к оседлости. Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.


Оффлайн Матильда

  • Друг
  • Сообщений: 6829
  • Карма: 8197
У нас на соседней улице семья цыган проживает . Парнишка у них, гармонист, школу окончили и как папа планировал заняться мелкой розничной торговлей, но после армии предложили остаться по контракту, сейчас учится и служит.


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.201 секунд. Запросов: 41.