Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Тест: Какая у вас самооценка? (Мистика, предсказания, психология и астрология) от vomana 2. Отдохну чуть-чуть, выходной! - гиф (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от vomana 3. В 48 лет умерла актриса из сериалов «Солдаты» и «Час Волкова» Галина Давыдова (Кино и новости кино) от ис 4. О том о сём)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от vomana 5. Sветлана, с днём рождения! (Праздники и поздравления) от Валентина 61 6. Мата Хари, с днём рождения! (Праздники и поздравления) от Валентина 61
7. Kopcap, с днём рождения! (Праздники и поздравления) от Валентина 61 8. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от assa 9. Мини-тест на языковое чутье: Догадайтесь, какое слово пропущено! (Мистика, предсказания, психология и астрология) от цунами 10. цунами, с двухлетием! (Праздники и поздравления) от цунами 11. Сябитова объявила о неожиданной пользе СВО: «Россиянки нанесли удар по женихам-и (Интересное и необычное) от natalka 12. Кто-то: поедем с нами отдыхать? Кот: да я не устал! 😾 (В мире животных) от natalka

Одна деликатная история.  (Прочитано 1174 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82037
  • Имя: Лариса
  • Карма: 291237
1
Городская жизнь с ее сложной и богатой инфраструктурой описана в сотнях книг. Но есть «интимная» деталь современного города, о которой не принято говорить — общественные уборные. Между тем, их родословная исчисляется несколькими столетиями и изобилует интересными фактами; о них расскажет Елена Бухтеева.

Вернемся на несколько столетий назад. В XIII—XV вв.еках в российских городах не редкостью были эпидемии, уносившие тысячи жизней. Горожане заметили: болезнь распространяется быстрее, если на улицах много нечистот. Надо отдать должное сельским жителям — в деревнях и хозяйствах такой проблемы не было. Во дворах стояли небольшие домики, попасть в которые могли не только хозяева, но и прохожие. «Туалетный этикет» гласил: если калитка открыта, воспользоваться уборной может любой желающий. В городах дела обстояли хуже, так как не было централизованных систем водоотведения.

Нечистоты на окраины вывозили золотари. Ночью они вооружались ковшами и работали на благо города, попутно отлавливая тех, кто выбрасывал содержимое ведерпрямо рядом с домом. Зарабатывали золотари очень неплохо, отсюда и название профессии.
Города росли. Насладиться красотой центральных улочек Москвы было невозможно из-за смрада. Когда в столице появились сточные каналы для отвода дождевой воды, отходы стали сбрасывать в них. Нечистоты оказывались в Москве-реке.

Особая дата в этой деликатной истории — 9 апреля 1699 года. Своей твердой рукой Петр I подписал указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Провинившихся ждал штраф, а иногда даже кнут.

Указ указом, а русский человек не изменился. К «отхожим местам» он все так же относился брезгливо, с презрением. Законодатели потратили массу усилий, чтобы приучить горожан к высокой «туалетной культуре», однако над нововведениями попросту потешались.
«На Красной площади настоящая зараза от текущих по сторонам … потоков», — рассказывала читателям «Русская летопись» в 1871 году. Между тем, города от нечистот продолжали избавлять золотари; жители Санкт-Петербурга, например, платили за их услуги около двух серебряных рублей в месяц. Эпидемия холеры в 1870-х годах оказалась убедительнее, чем указы городских властей. Стало ясно: усилий золотарей недостаточно. Чтобы избавиться от нечистот и болезней, нужны серьезные меры.

Патент на изобретение унитаза в том виде, как мы его знаем сегодня, принадлежит английскому слесарю Томасу Крэпперу. Но над разработкой «нужников» билась и русская инженерная мысль. Есть сведения, что в 1879 году некий Василий Блинов в Санкт-Петербурге презентовал узкой публике изящную чашу с водяным затвором, содержимое которой внезапно исчезло. Созданные по этому образцу унитазы немедля разместили в императорских дворцах. Интересно, что словосочетание «туалетная комната» в те времена имела несколько другое значение. Обычно так называли помещение для отдыха; в высоких кругах здесь даже могли обсуждать государственные проекты.

Что касается общественных туалетов, они появились в крупных российских городах только ближе к концу XIX века. Вокзалы, рынки и площади обзавелись солидными каменными постройками. Эти здания, украшенные крестиками, называли «ретирадниками».

Необычное название выбрали, чтобы избежать грубых определений, но люди лишь потешались над заморским словом. Само заведение внушало простому люду уважение и страх. Крестьяне и торговцы обходили «ретирадники» стороной, внутри бывали лишь интеллигенты да богатые горожане. Украшенные крестами здания навевали простому люду мысли о чем-то духовном: иногда перед ними крестились, почтительно снимали головной убор или отвешивали низкий поклон. Женщины внутрь заходили редко — стеснялись. Представительницы прекрасного пола предпочитали носить с собой подкладные судна, нередко изящно оформленные.

Начало XX века — настоящий переворот в истории общественных уборных в России. В крупных городах наконец появилась проточная канализация. В Санкт-Петербурге построили роскошный по тем временам общественный туалет. У просторного кирпичного здания было четыре отдельных входа. Снаружи постройку украшали затейливые узоры.

Горожане на модернистскую идею жаловались: негоже справлять нужду в таком красивом здании! Появились общественные уборные и в центре Москвы. Туалеты настоящие: со смывным баком и чугунными трубами.

Грянула революция. Декреты советской власти посыпались одним за другим, но об общественных туалетах попросту забыли. Каменные «ретирадники» стали жильем для бедноты. Новую жизнь общественные уборные обрели в 30-х годах, когда производство унитазов поставили на широкую ногу. Каждый год в Советском Союзе выпускали около 150−300 тысяч унитазов, которые хвастались красивыми названиями — «Комфорт», «Стиль», «Лев». В дальнейшем, в условиях дефицита товаров, общественные туалеты стали пристанищем подпольных торговцев.

Некоторые общественные уборные, построенные в 30−40-х годах, сохранились до сих пор. Туалет на Комсомольской площади активисты даже требуют признать памятником культуры и архитектуры (постройка 1949 года). За сохранение старинных зданий борется общественное движение «Архсортир». То, что нашим предкам казалось бесполезным нововведением, сегодня может приобрести статус памятника культуры.

С 40-х годов кардинальных поворотов в нашей деликатной истории не было. Менялась лишь конструкция общественных туалетов — в сторону технологичности и удобства. Они прошли долгий путь, прежде чем предстать перед нами в образе простых и удобных портативных биотуалетов.

Исторически сложилось, что российская модель городской «туалетной культуры» — евроазиатская. Иными словами, до чистоты и аккуратности европейских городов мы не дотягиваем, но очень стремимся.


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.123 секунд. Запросов: 42.