Из серии "люди и обычаи", про первые школы удэгейцев.
У мальчика лет пяти на поясе болтался нож.
- Зачем это? Ведь он может порезаться, - сказал учитель, подавая ребенку конфетку.
- Ничего, - отвечали весело удэгейцы, - пускай привыкает.
Вдруг мальчик заплакал, подбежал к матери. Та прижала его к себе, покормила грудью и снова отпустила. Но он никак не унимался, и когда мать уже в другой раз отогнала его от себя, погрозив пальцем, он обиделся, всхлипывая, подсел к огню и стал разжигать свою трубку. Конфетка уже валялась около порога.
Так с детства они привыкали к курению. И неудивительно было, что все мальчики, приехавшие в школу, привезли с собой трубки и табак.
В интернате всё было готово к приёму детей. Появились кровати, застланные одинаковыми одеялами, тумбочки, посуда. Больших трудов стоило завезти сюда и школьную мебель и продукты питания.
Удэгейские дети, привыкшие к юколе, к лепешкам без соли, испеченным на огне, к свежей рыбе, долго не ели ничего соленого. Они и от сладкого отказывались. После занятий мальчики обыкновенно брали свое оружие и уходили на охоту. Убитый зверёк или птица поджаривались на костре. Иногда дети ловили рыбу и тут же на берегу съедали ее в сыром виде.
Они с трудом приучились спать на койках. Часто бывало так, что с вечера учителя укладывали их в кровати, а наутро видели всех спящими на полу. По ночам нередко из интерната через стену доносились крики и плач ребятишек. Тогда Масликов бежал туда с лампой в руках и спрашивал:
- В чем дело, ребята?
- Агдео, агдео! [Чорт, чорт!] - кричали дети.
- Где же он?
- Чорт вселился в Заксули. Надо выгнать его.
Оказывается, мальчик Заксули ночью вышел на улицу и вдруг на небе ему почудился чорт в образе огненного человека с хвостом. Он с криком вбежал в комнату, забился в темный угол, плачет.
- Покажите мне чорта, я его убью! - воскликнул учитель.
- О, его убить просто нельзя! - ответили дети. - Надо в пуле просверлить ямочку. Когда выстрелишь, пуля попадёт в чорта, а чорт в ямочку...
Пришлось следовать их совету. После того как в воздухе прогремело три выстрела, дети успокоились. Чорта гоняли таким образом довольно часто. Не так просто было избавить детей от суеверия: беседы с ними по этому поводу пока еще мало помогали.
И ещё отрывок:
Во время занятий Масликов замечал, что под окном часто появляется одинокая девочка. Иногда она взбиралась на завалинку и жадно заглядывала в окно.
- Почему она не идет заниматься? - спросил учитель.
Ученики переглянулись.
- Ей нельзя. Она уже невеста.
Звали девочку Анягой. На вид ей было лет двенадцать. Она казалась жалкой. Синий халат с застежками на боку, расшитый узором, свисал с ее худеньких плеч. Она действительно была невестой молодого охотника Алексея и, по старинному закону, жила в семье будущего мужа, обязанная во всём подчиняться воле хозяина.
Как только учитель вышел на крыльцо и окликнул её, девочка спрыгнула с завалинки, закрыла лицо руками и убежала.
Вечером Масликов и Кузьмин решили пойти побеседовать с Алексеем. Они взяли с собой переводчика, через которого и объяснили свою просьбу освободить Анягу от замужества.
- Ну какая она тебе жена? - говорил Кузьмин, стараясь доступными доводами убедить охотника. - Зверя она из тайги не притащит, даже разуть тебя не сумеет. Возьми себе в жёны взрослую девушку. И потом ты знаешь, что советская власть запрещает такой брак?
- Не могу, - возражал Алексей, - надо отца спрашивать.
Отец Алексея согласился отдать девочку, но заявил, что кормить её не станет. Кроме того, старик потребовал, чтобы школа уплатила ему за нее - за то, что он два года держал у себя Анягу. Учителя переглянулись.
- Подавай в суд, - сказал Масленников. - Суд разберёт.
До суда, однако, не дошло. Анягу поместили в интернат. На следующий день она пришла в класс, робко присела на крайнюю парту, все время пугливо оглядываясь по сторонам. Но вскоре она освоилась, стала усердно учиться. А вслед за ней явился и сам Алексей с просьбой принять его в школу.
Перелом совершился. Чорта больше не гоняли.
Предшественники:
... Масликов и Кузьмин, оглядевшись кругом, пошли в школу.
Это был совершенно пустой дом. Необжитостью, затхлым воздухом веяло от стен. Со свечой в руках друзья обошли просторные классы. В одном из них расположились на ночлег и долго обсуждали свое положение: с чего начать? Утром к ним явился председатель совета Ватану Кялундзюга. Он сообщил, что все охотники с семьями ушли далеко по рекам и, чтобы собрать детей в школу, надо прежде разыскать кочевья.
- Здесь уже был учитель, - сказал, усмехаясь, председатель совета. - Может быть, в столе найдёте списки учеников.
Действительно, в одном столе Масликов обнаружил кое-какие «документы». Наиболее выразительным из них была азбука наказаний. На листе бумаги, расчерченной вдоль и поперек, стоял столбик фамилий. Против каждой фамилии были написаны условные обозначения. Плюс означал таскать дрова, треугольник - воду, кружочек - подметать пол, минус - удар линейкой по голове. Какой-то проходимец, назвавший себя учителем, подвизался здесь несколько месяцев, обирая тёмных людей.
Из книги Юлии Шестаковой "Новый перевал" (1951)