Дед Мороз вошел в сценарий детских елок еще до революции.
Снегурочка стала участвовать в новогодних действах только с 1935 года, хотя появилась на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который художественно переработал народную сказку о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей.
Возможно, Дед Мороз опередил Снегурочку потому, что у него оказались западноевропейские двойники: дарители елок и подарков (св. Николай, Санта-Клаус, Father Christmas и др.), в то время как Снегурка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре.
Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника».
Все иностранные Деды Морозы обходятся без нее. Журналист Мартин Шеймус увязал популярность Снегурочки в России с национальным обычаем спаивания Деда Мороза: разнося подарки по домам, он в отличие от Санта Клауса или Джека Фроста быстро напивается и потому нуждается в помощнице.
А как думаете вы?