Надпись, сделанная императрицей Александрой Федоровной бриллиантом по оконному стеклу Зимнего дворца, Российская империя, 1902 год.
Последняя сохранившаяся "стеклопись". Надпись на английском "Ники 1902 г.Смотрит на гусар 17 марта" на оконном стекле Кабинета Её Величества (ныне — "Зал Гамбса"; того самого, которого 12 стульев), на втором этаже, окно смотрит на Неву; на плане Кабинет обозначен литерой D.
Александре Фёдоровне к тому времени 29 лет, её венценосному супругу на 4 года больше, они — счастливые родители двоих дочерей, всё ещё впереди, развлекаются, оставляя надписи на стёклах и ни о чём таком страшном не думают...
Собственно, началось это ещё раньше, с папеньки Николая, не всегда бывшим угрюмым здоровяком с окладистой бородой — Александр Александрович ещё и не думал свататься к датской принцессе Дагмар, когда она и её суженый, брат А.А. — Николай Александрович, оставили свои "теги" на стекле датского дворца Фреденсборг.
Спустя год жених умер, и Дагмар (Дагмара, в дальнейшем — Мария Фёдоровна) совершенно без принуждения, по любви, спустя ещё год, вышла замуж за брата усопшего, Александра Александровича — причём чувство было взаимным и брак, будучи династически "правильным", стал ещё и счастливым.
В 1866 году молодого наследника российского престола поселили в тех же комнатах, где двумя годами ранее жил его брат, и надписи на стёклах были обнаружены.
Впоследствии, благо ни в аристократах, ни в бриллиантах недостатка в Королевстве Датском не наблюдалось, количество надписей увеличилось — как и в Дармштадтском дворце, где спустя поколение после матримониальных событий Фреденсборга, росла будущая императрица Александра Фёдоровна. Николай звал её Аликс, она его — Ники, и расписываться на стёклах они начали ещё с их второй стречи в Петергофском дворце, когда будущему страстотерпцу минул 21 год, а страстотерпице лишь 17.
Беглым поиском мне не удалось найти фото "испорченных" стёкол в немецком и датском дворцах; было бы здорово, если бы кто–то из посетителей Дёти, владеющий немецким и датским, взял на себя труд отыскать эти граффити. Получился бы интересный пост.
Эрмитажная надпись сейчас не очень доступна, окно зашторено, строгие эрмитажные бабушки бдят и не пущают, экскурсиям надпись не показывают.
Удивительно, что стекло пережило блокаду, бомбёжки, большевистский погром и частичный пожар дворца 17–18 годов и прочие невзгоды.
Сайт "History.doc"