В Польше преломление рождественской облаткой (польск. opłatek) стало одной из самых известных и распространенных традиций. Обычай этот упоминается еще в XVII веке. Изначально чисто дворянская традиция, со временем распространилась на всю страну.
XIX век – новый этап в истории облатки. Она стала символом борьбы за независимость и сохранение национальных традиций.
В это же время в Польше появились также украшения из облаток, которые вешали над рождественским столом. В народном сознании они воспринимались как символ успеха и благополучия в приближающемся новом году.
В середине XIX века в Польше начали делать такие облатки которые можем увидеть сегодня - тонкие пластинки пресного хлеба, изготовляемого точно так же, как облатки для причастия. Но разница между ними есть. Облатка для причастия (хостия) - это маленький, круглый кусочек тонкого пресного хлеба. Во время мессы и молитв священника по воле Христа становится Его Телом. И Хостией, Телом Христа, во время литургии причащаются только верующие католики - кто не находится в состоянии смертного греха и не живет в блуде.
Вигилийная облатка - это прямоугольная тонкая пластинка, с нанесенной на неё картинкой на тему Рождества Христова, которая Телом Христовым не является. Хотя эти облатки тоже освященные священниками, то они являются только традицией. Облатки свободно продают всем желающим (можно и некатоликам) перед Рождеством, для взаимного преломления в Вигилию, прощения взаимных обид, поздравления с Рождеством и пожелания личных благ.
Ранее облатки выпекали только в монастырях, а весь процесс продукции сопровождался молитвами монахинь или монахов. В настоящее время изготавливают их в специальных «оплаткарнях», не только при монастырях.
Миллионы тоненьких листов пресного теста выпекают по всей Польше, задолго до Рождественских праздников.
А как готовят эти "рождественские открытки" с изображением библейских сцен?
Сперва тесто (только из муки и воды, без никаких добавок) выливают в форму и прижимают другой, на которой выбиты орнаменты. Облатку необходимо оттуда достать вовремя, иначе получиться очень хрупкой. Затем ее увлажняют и режут на кусочки. Так получается рождественская облатка. Большие облатки (155х85 мм) - для взрослых, миниатюрные (98х62 мм) - для детей. Цвет - только белый. Есть и цветные облатки, однако предназначаются они для домашнего скота.
Во время праздничного ужина, в Вигилию (24 декабря), в кругу семьи, несколько облаток кладется в центре стола на тарелке с сеном. Сено символически напоминает о младенце Христе, лежавшем на сене в вифлеемских яслях. После молитвы происходит преломление облатками. Эта традиция является символом христианской любви. И не только потому, что Христос, родившийся на сене, называл себя Хлебом Жизни, но и из-за самого обряда: протягивая облатки с пожеланиями счастья, верующие преламывают их друг у друга, т.е. каждый отдает другому не столько, сколько он хочет, а столько, сколько тот может и считает нужным взять. Это знак бескорыстной любви и доброты.
О делении облаткой писал Циприан Камиль Норвид:
„Jest w moim Kraju zwyczaj, że w dzień wigilijny,
Przy wejściu pierwszej gwiazdy wieczornej na niebie,
Ludzie gniazda wspólnego łamią chleb biblijny,
Najtkliwsze przekazując uczucia w tym chlebie"
что означает (в вольном переводе):
"Есть в моей стране обычай, что в канун Рождества, когда в небе загорается первая вечерняя звезда, люди делятся хлебом библейским, передавая этим хлебом самые искренние чувства"
Перед рождественскими праздниками, в Польше принято организовать встречи в кругу сотрудников, на работе, в школах — для учеников и учителей, чтобы переломиться облаткой и поздравить с Рождеством. Такая встреча так же называется «оплатек».
Очень часто поляки кладут кусочек облатки в конверт и высылают по почте вместе с рождественским поздравлением тем, с кем не удастся встретиться и переломиться облаткой лично, но с кем хотелось бы разделить радость праздника.
World History