Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Фото с дня рождения певицы Валерии вызвали неоднозначную реакцию в Сети (Музыка и новости шоу-бизнеса) от User 2. Сашу Черно избили (Дом 2 новости) от Ириша 2 3. Когда нашёл благодарных слушателей - видео (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Максима 4. Бросивший сына в сугроб Косенко снова подвергает его риску (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Татьяна 5. Душащая ностальгия, или вспомнить все весной 2024. Часть 1 (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от veta76 6. Развод, еретики, сын на СВО, похороны: как живет бизнесмен Герман Стерлигов (Интересное и необычное) от irinka5
7. Чтоб орки не украли. 🤣🤣🤣 (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Валентина 61 8. Помощь - обсуждение (Админ раздел) от glasha 9. Музыкальные витаминки. (Музыка и новости шоу-бизнеса) от User 10. Деффчонки и мальчишки! Поболтаем обо всём! (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Zvezda 11. Тест:Первое,что вы увидите на этих картинках,подскажет как вам принимать решения (Мистика, предсказания, психология и астрология) от Татьяна 12. Тест: Какое вы насекомое? (Мистика, предсказания, психология и астрология) от Виктория А

Как Илья Кабаков примиряет нас с советским прошлым...  (Прочитано 862 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн irinka5

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 116749
  • Карма: 568290
1
В Петербурге открывается выставка «В будущее возьмут не всех» самого известного русского художника наших дней Ильи Кабакова.
В прошлом году она с успехом прошла в лондонской галерее Tate, теперь переезжает в эрмитажные залы современного искусства.
Катится вагон
Эрмитаж для Кабакова — в некотором смысле дом родной. Постоянная экспозиция ещё с момента открытия пространства в Главном штабе включает его работу «Красный вагон». Это визитная карточка художника. То что надо для знакомства.
Это действительно вагон — кумачовая бытовка. С одной её стороны (той, что зритель видит в первую очередь, ею работа повёрнута ко входу в зал) — почти башня Татлина. Устремлённая в небеса конструкция из лестниц. С другой — вёдра, банки, тряпки, швабры, палки, склянки. Атрибуты растянувшегося на вечность ремонта. А вдоль наружной стороны стен тянутся бравурные кабаковские соцреалистические этюды. Солдаты маршируют, барышни едят мороженое, сплошной стиль «Книги о вкусной и здоровой пище».
Работа была рассчитана на то, чтобы зритель смотрел на неё не только снаружи, но и внутри. Но в сам вагон давно уже не пускают — было бы странно, если бы музейные бабушки не охраняли произведение искусства от посетителей таким образом.
Залог успеха художника — читаемость, ясность образов. Со временем она не меркнет. «Вагон» понятен и пенсионеру-шестидесятнику, и хипстеру. Это краткая история одной иллюзии. Зритель, проходя вдоль работы, проделывает путь из конструктивизма в убогий застой, из строительства в долгострой, от строгой геометрии к однотипным панельным окраинам. От культуры-один к культуре-два. От романтизма к убожеству. Видит, как они рифмуются: действительно, что-то общее есть между блочными пятиэтажками и домом Наркомфина. Меняется наполнение образа. Он становится унылым, нищенским, жалким. Теряется вера в будущее, бравурное устремление ему навстречу.
Ведущий художник
Будущее — вообще ключевое понятие для Кабакова. Его любимая тема. Только, если угодно, в ретрофутуристическом изводе. Не такое, каким оно видится нам, а каким оно рисовалось (буквально) предыдущим поколениям.
В заглавие обеих выставок — и в Тейт, и в Эрмитаже — вынесена самая известная цитата из кабаковского наследия: «В будущее возьмут не всех». Её широко используют: так озаглавлен был, например, фильм, снятый Первым каналом к очередному юбилею художника. Взята фраза из одноимённого программного текста Кабакова, написанного в 1983 году и опубликованного в неофициальном жунале «А-Я», вестнике советского нонконформизма.
Если вкратце — текст о том, что на свете есть три группы людей. К одной принадлежат те, кто решает, кого взять в будущее. В другую входят те счастливчики, которых туда возьмут. Наконец, есть партия тех, кому будущего не видать.
Этот короткий, но эффектно написанный текстик, как и «Красный вагон», вращается вокруг той же проблемы. Светлого будущего и того, как меняется его восприятие. По поводу надежд и чаяний, социализма, который вот-вот наступит, всеобщего братства людей невозможно было не иронизировать в начале восьмидесятых. Эти же идеалы казались близкими в шестидесятых. Футуризм проектировали, создавали своими руками художники двадцатых.
В своём своеобразном манифесте Кабаков характерно ставил в качестве ведущего толпу навстречу будущему Казимира Малевича. Главного авангардиста всех времён, человека, обнулившего искусство, провозгласившего начало новой эры. Художник — дерзкий, смелый, наглый, вдохновляющий — как раз и относится к первому типу. Он выбирает, кого возьмут, а кого нет. Малевич — да. А сам Кабаков? Тут труднее.
В тексте о будущем он вспоминает прошлое. Школьные годы. Строгого директора, который обещал, что в лагерь поедут самые лучшие. А худшие останутся в неизвестности (школа-то летом закрыта). Ностальгия, воспоминания — не самое уместное наполнение художественного манифеста о грядущем новом времени. Для любого автора, кроме Кабакова.
Сам он от участия в этом разделении, от пути в будущее принципиально отстраняется и смотрит на массы, двигающиеся навстречу новому, с высоты птичьего полёта. Право на такую позицию ему даёт фирменная ирония. Всегда давала.
Вечное советское
Всегда, но не теперь. Кабаковская ирония, его умение и желание смотреть на мир, время, идеалы с высоты птичьего полёта в разное время были его оружием, спасением, фирменным знаком. Житель социалистического затхлого мира, он умел от него отстраняться. Потому и стал идолом соцарта, самым ярким из художников, работавших в этом мощном движении.
Однако советское, с которым он играл с самого начала, сыграло с самим же художником злую шутку. Он его побеждал смехом и иронией. Но ирония эта со временем стала восприниматься совсем иначе. Потеплела, обернулась ностальгией по советскому.
Теперь в кабаковских работах куда больше воспоминаний, чем деконструкции или игры с официозом. Это память — об эпохе мастерских, бульдозерных выставках, культовых забегаловках московского подполья, чебуречных и водке. Плакаты с Брежневым забылись, зато кабаковские работы с их использованием прекрасно живы.
Прошлое и будущее, иллюзии и мечты, которые он умел и умеет показывать, застыли. Отчасти виной тому общие ностальгические настроения. Отчасти — мягкость того метода, который художник выбрал. Но приходится признать: те, кто придут в Эрмитаж на «Будущее», заявятся туда на встречу с прошлым. С патриархом отечественного искусства и с его тоской по времени, когда окружающую мерзость можно было легко победить иронией. Для сегодняшнего дня это оружие не слишком подходит. Жизнь жёстче. И всем ясно, что никакого будущего нет. Кого взяли, того взяли. Остальные остаются в пустоте. :applo2: :applo2: :applo2:
« Последнее редактирование: 20 Апреля 2018, 21:10 от irinka5 »


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:

Одно из малоизвестных стихотворений Роберта Рождественского – с глубоким философ

Автор Миссис уксус

Ответов: 1
Просмотров: 432
Последний ответ 21 Апреля 2024, 01:47
от Стеллула
А. П. Чехов Сильные ощущения

Автор Миссис уксус

Ответов: 0
Просмотров: 251
Последний ответ 20 Апреля 2024, 23:34
от Миссис уксус
Передать дыхание каждого лепестка и блеск серебряной посуды с помощью кисти? Лег

Автор Миссис уксус

Ответов: 2
Просмотров: 311
Последний ответ 21 Апреля 2024, 00:53
от Миссис уксус
А. П. Чехов "Последняя могиканша"

Автор Миссис уксус

Ответов: 0
Просмотров: 193
Последний ответ 20 Апреля 2024, 23:08
от Миссис уксус
Дураки

Автор ис

Ответов: 1
Просмотров: 425
Последний ответ 20 Апреля 2024, 21:52
от Galina N.

Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.097 секунд. Запросов: 43.