Разговоры про историюПреступление Микеланджело: правда или выдумка?«А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?»
(А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери», Сцена II)Кадр из фильма «Микеланджело. Бесконечность» 2018 год, в роли Микеланджело — Энрико Ло Версо
Шепотки о том, что великий художник Микеланджело Буонаротти (да, у Пушкина эта фамилия написана несколько иначе) был убийцей, ходили еще при его жизни. В общем-то, неудивительно: гений эпохи Возрождения обладал тяжелым, буйным, вспыльчивым характером, изучал тела в морге и вообще, личностью был подозрительной.
ХарактерВ триаде гениев итальянского Возрождения да Винчи имел репутацию эксцентрика, Рафаэля называли «любезнейшим из гениев», а Микеланджело заслужил характеристику «страшенного человека».
«Это страшенный человек, лучше иметь дело с дьяволом».
Лев X, папа РимскийУ него не было личной жизни: впервые влюбился он почти в шестьдесят лет. Поговаривали, что у него случались гомосексуальные связи, но доказательств как не было, так и нет.
Скорее всего, Микеланджело был просто напросто женат на своей работе. Он трудился круглыми сутками, спал по четыре-пять часов, а потом снова возвращался к неоконченным произведениям.
Для работы ночью он даже смастерил себе специальную шапку из картона с проволочным каркасом — на ней крепилась свеча.
Свои скульптуры он считал живыми: ссорился и мирился с ними, кричал на них и признавался им в любви. Нередко навещал, когда они уже были закончены.
Он бывал прямолинеен до грубости и язвителен. Ссорился с Папами, швырял инструментами в натурщиков, оскорблял собратьев по ремеслу (так, Рафаэль удостоился от него аттестации, что в живописи он понимает меньше, чем кухарка Микеланджело).
Микеланджело обвинял Рафаэля в том, что он ворует у него идеи и специально подглядывает за работой.
Чтобы вы еще лучше представили себе характер этого человека, скажу: он жил в крайней бедности, если не сказать — нищете. Ненавидел принимать гостей, при этом решительно отказывался от подарков, считая, что потом будет чем-то обязан дарителю.
Не менял одежду неделями, сапоги, по рассказам современников, носил так долго, что они присыхали к ногам, и их приходилось сдирать вместе с кожей (умолчим о том, какой он при этом распространял вокруг себя аромат).
После смерти выяснилось, что состояние художника было равно четверти приданого богатой европейской принцессы или капитала крупного банкира.
Справедливости ради, надо сказать, что, при всей скупости и нежелании тратить деньги на себя, Микеланджело не оставлял без поддержки отца и братьев.
ПьетаЛегенду об убийстве связывают с одной из самых знаменитых скульптур Микеланджело — «Пьетой» (что в переводе значит «жалость»). Это сцена оплакивания Христа Мадонной в иконографии.
Почти двухметровая мраморная скульптура представляет собой Мадонну, держащую на коленях тело Христа и скорбящую по нему.
Статуя стоит в Соборе святого Петра, в Ватикане, хотя изначально создавалась для гробницы французского кардинала Жана Билэра. Билэр умер раньше, чем была готова статуя, и ее присвоил себе Ватикан.
Интересный момент, касающийся этой работы: Мадонна выглядит значительно моложе своего сына. Христу за тридцать, а держащей его на руках матери — не больше двадцати.
Трактовки этому несоответствию приводятся разные, но, по свидетельствам современников, сам Микеланджело считал, что зрелый мужчина может быть красив. Зрелая женщина — нет.
Еще один любопытный факт:
«Пьета» — первая и единственная скульптура, которую Микеланджело подписал.Он создал ее, когда ему было двадцать четыре. Настолько зрелая работа молодого художника поражала современников. Когда ее поставили в Соборе святого Павла, она сразу же привлекла к себе внимание. При этом имя Микеланджело еще не было известно. И, по рассказам, однажды Микеланджело услышал, как хвалят его «Пьету» и утверждают что ее создал Пьетро-Антонио Солари (на тот момент — уже известный художник).
Возмущенный до глубины души, Микеланджело ночью проник в Собор и выбил на ленте, идущей по одеждам Марии, слова: «MICHELAGELUS. BONAROTUS. FLORENTIN. FACIEBAT»: «Микеланджело. Буонаротти. Флорентиец.
Создал это».
Позднее Микеланджело раскаялся в своем поступке, счел его примером излишнего тщеславия и более никогда не подписывал своих творений.
ЖертваИисус на коленях Мадонны выглядит удивительно, просто пугающе настоящим. Пластика мертвого тела сильно отличается от пластики живого — и об этом в эпоху Возрождения уже знали. Одного взгляда на скульптуру достаточно, чтобы понять: Мария держит мертвого Христа.
Достоверность поражала и удивляла. И почти сразу после создания «Пьеты» заговорили об убийстве. Ходили слухи, что бешеный Микеланджело в порыве гнева убил натурщика. А когда понял, что натворил, решил ваять с трупа, чтобы жертва не была напрасной.
До сих пор ни подтвердить, ни опровергнуть этот слух не удается, тем более, что, к сожалению, слова Пушкина о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные», давно уже получили полное опровержение.