Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Хохло-цирк (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от собака-кусака 2. Деффчонки и мальчишки! Поболтаем обо всём! (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от glasha 3. Фаршированные яйца (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от Максима 4. Теперь у Карякиной лучшие друзья- Ермачиха и Холявин. (Дом 2 новости) от glasha 5. Втыкание ложки в салат — моветон! (Кулинария и вокруг нее) от koza-dereza 6. Dmiitriy, с восьмилетием! (Праздники и поздравления) от Масяня 202
7. Победа будет за нами! Парк Победы на Поклонной горе (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от Роза4 8. Свекровь спалила, на кого похож сын Александры Черно. Ей точно не понравится (Дом 2 слухи) от Sasha8 9. 🔥🔥🔥 Чудо свершилось!!! (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Стихия 10. О политике в картинках (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от koza-dereza 11. Заморозила молодость и мечтает пойти под венец: новый выход 50-летней Кейт Бекин (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Сонька 12. Схождение Благодатного огня: история, церемония, легенды (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Стихия

История фильма "Ва-банк "  (Прочитано 1243 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82037
  • Имя: Лариса
  • Карма: 291237
9
Ва-банк» Юлиуша Махульского знают и любят не только в Польше. В Советском Союзе картина быстро обрела популярность и статус культовой. «Ва-банк» — одно из тех названий, которые до сих пор возникают в любом разговоре о польском кино. Юмор, блестяще выстроенная интрига, точные и скупые режиссерские методы — все сошлось в этом фильме идеально, позволив создать историю, понятную и интересную зрителю в любой стране. Советским зрителям похождения грабителя банков Квинто давали возможность увидеть ушедший буржуазный мир Польши 30-х годов, который казался таким привлекательным и необычным. Притягивала атмосфера развитого капитализма, свойственного скорее Америке или Франции, но уж точно немыслимого в Польской Народной Республике. Этот неповторимый мир производил на советского человека едва ли не большее впечатление, чем сам сюжет с ограблением. Конечно, можно задать вопрос, как такой фильм мог возникнуть в разгар всеобщего коммунистического застоя. Однако в этом нет ничего удивительного: в «Ва-банке» отразилось умение поляков чувствовать себя свободными в любых обстоятельствах, нарушать правила и условности, добиваться справедливости и не терять самообладания. Таков сам Юлиуш Махульский, таковы и его герои.

История «Ва-банка» длинная и непростая. Трудно поверить, что этот фильм вообще вышел на экраны, слишком уж много обстоятельств препятствовало его созданию. Все началось в 70-е годы, когда Юлиуш Махульский учился в Лодзинской киношколе. От остальных студентов его отличало только то, что его отец был известным актером. Яна Махульского знали все. Он был воплощением положительного, обаятельного героя в польском кино. Особенно его полюбили после роли в сатирическом фильме Януша Маевского «Квартирант»: Махульский-старший сыграл в нем ученого Людвика, которого хотят втянуть в свою интригу чудаковатые соседки. Юлиушу, тогда молодому режиссеру-студенту, отцовская слава скорее вредила, чем помогала. На него смотрели, как на выскочку, звездного ребенка, который сразу после школы вдруг решил получить профессию кинорежиссера, требующую жизненного опыта и таланта. Тем не менее, Юлиуш не унывал. Первые фильмы он задумал еще во время учебы. В их числе был и «Ва-банк». Махульскому-младшему хотелось создать фильм о том, как виновником ограбления выставили человека, который его не совершал. Сцену, в которой грабители отключают сигнализацию в банке, используя металлический прерыватель, режиссер выдумал одной из первых.

То, что действие будет происходить в Польше межвоенного двадцатилетия, в легендарный, но краткий период существования независимой буржуазной Польши, для Махульского было очевидным с самого начала. Реальность ПНР не соответствовала интриге с ограблением банка, стрельбой, большими деньгами и громким расследованием. «Польша межвоенного двадцатилетия была настоящей, в ней были настоящие деньги, настоящие частные банки, каждый мог купить себе оружие и машину, а полицейские следователи выглядели куда внушительнее милицейских чиновников» — объяснял режиссер. Кроме того, в ту эпоху такие персонажи, как Квинто, главный герой «Ва-банка», действительно существовали. Многие черты своего героя Махульский позаимствовал у Станислава Цихоцкого по прозвищу Эспаньолка — самого знаменитого медвежатника Второй Речи Посполитой. Цихоцкий начинал свою «карьеру» еще в царской России, где обучался «ремеслу» у одесских грабителей. Он участвовал в групповых ограблениях в Германии, а позже — в Литве и Чехословакии. В Польше он организовывал налеты на ювелирные магазины, ограбил несколько банков в Варшаве и Ченстохове. Действовал Цихоцкий дерзко и изобретательно. Много раз полиция арестовывала его, но всякий раз суду не хватало доказательств, чтобы отправить знаменитого Эспаньолку в тюрьму на большой срок. Махульский много читал об Эспаньолке и досконально изучил жизнь польского криминального мира 20-30-х годов.

Первый вариант сценария «Ва-банка» режиссер написал летом 1977 года, во время отдыха на болгарском побережье. Ему тогда было всего 22 года. Он не рассчитывал, что кто-то разрешит ему поставить масштабный фильм с исторической фактурой и авантюрным сюжетом. Махульский-младший надеялся, что ему удастся заинтересовать своим текстом кого-нибудь из известных режиссеров. Например, Януша Маевского — того самого, который подарил отцу Юлиуша самую его знаменитую на тот момент роль. Маевский снимал самые разные фильмы: и комедии вроде «Квартиранта», и фильмы ужасов («Локис. Рукопись профессора Виттембаха»), и фантастику («Аватар, или замена душ»), и детективы («Преступник, который украл преступление»). Кроме того, Маевский преподавал у Махульского в Лодзинской киношколе. Однако сценарий будущего фильма не произвел на него особого впечатления. Маевский в тот момент готовился к съемкам исторического телесериала «Королева Бона» и совсем не хотел заниматься какой-то историей об ограблениях. К тому же, оказалось, что как раз в то время режиссеры Мечислав Яхода и Януш Жешевский работали над фильмом о том самом Цихоцком (картина «Здравствуй, Эспаньолка, или последнее дело короля медвежатников» вышла в 1978 году). Для Махульского это было сильным ударом. Юлиуш Махульский решил, что возьмется за воплощение сценария сам. Никто не хотел с ним сотрудничать: мало того, что он был молод, а выглядел и вовсе как подросток, но еще и не снял к тому времени ни одного фильма.
Наверное, съемки «Ва-банка» так бы и не состоялись, но помощь пришла неожиданно. Сценарий случайно попал в творческое объединение «Кадр», которое было тогда самой значительной киностудией Польши. «Кадром» руководил Ежи Кавалерович, уже снявший «Поезд», «Мать Иоанну от ангелов» и «Фараона». Сам Махульский как-то признался, что стеснялся к такому человеку не то что подойти, но даже приползти на коленях. Однако Кавалерович решил, что «Ва-банк» стоит снять и доверил Махульскому режиссуру, хоть и оговорился, что делает это только потому, что ему нравится сценарий. Молодой режиссер опасался, что классик будет давить на него и заставит его снять серьезный фильм, а не комедию. Однако его опасения не оправдались: Кавалерович феноменально разбирался в кино любого жанра и чувствовал, что уместно, а что нет. Его руководство и заступничество помогли — съемки начались.

Перед создателями «Ва-банка» стояло несколько серьезных задач. Сложно было воссоздать довоенную Варшаву, которой уже не существовало. Город, почти полностью разрушенный во время немецкой оккупации, сохранился только на старых фотографиях; чудом уцелели во время войны лишь немногие здания. Снимать фильм пришлось в Лодзи и окрестностях, где удалось найти подходящую натуру. Например, банк Крамера «сыграл» старый дом в маленьком городке Петркув-Трыбунальский, а лодзинский Гранд-Отель стал гостиницей, в которой живет Квинто. Практически все старинные автомобили, которых в фильме очень много, предоставили частные владельцы, любители раритетных машин. Это была огромная удача, учитывая, что у студии не было автомобильного ретро-парка. Гораздо сложнее оказалось утвердить исполнителей главных ролей. Юлиуш Махульский очень хотел взять на роль Квинто отца. Датчанином он видел одного из классиков польской актерской школы, Анджея Лапицкого. Вместе с Махульским-старшим они как-то создали отличный театральный дуэт в спектакле «Месяц в деревне» в режиссуре Адама Ханушкевича. Однако Кавалерович совершенно не представлял Яна Махульского в роли Квинто. У Махульского-старшего был устоявшийся имидж мягкого, доброго и интеллигентного человека, абсолютно не похожего на мрачных медвежатников вроде легендарного Эспаньолки. В ходе подготовки к фильму возникали кандидатуры Бронислава Павлика и Романа Вильгельми, достаточно известных в то время актеров. Но Юлиуш Махульский не сдавался: он заставил отца сняться в фотопробе, запретив ему маскировать свои залысины, которых тот стеснялся. С фотографий смотрел мрачный мужчина с отстраненным лицом. Увидев пробу, Кавалерович тут же согласился. Как опытный кинематографист, он сразу почувствовал, что образ Квинто найден. А вот Лапицкий быть Датчанином не согласился. Тогда на студии заговорили о Витольде Пыркоше, который многим запомнился по роли в фильме Кшиштофа Занусси «Константа». Леонард Петрашак, сыгравший Крамера, уже был известен как героический полковник Довгирд из сериала «Черные тучи». А вот Яцека Хмельника, который сыграл Мокса, молодого грабителя и подельника Квинто, нашли случайно. Махульский-младший заметил его в лодзинском ресторане. Он помнил, что этот молодой человек, одевающийся в стиле 30-х годов, был студентом актерского факультета. Режиссер подошел к нему и спросил, хочет ли тот сыграть большую роль в его фильме. При этом Махульский поставил условие: ответить сразу, не читая сценария. Хмельник согласился и получил свою самую известную роль. Махульскому очень хотелось, чтобы полицейского чиновника, который живет с женой Квинто, сыграл Ежи Штур. Они тогда были едва знакомы, общались на «вы», поэтому, когда режиссер стал предлагать актеру роль, тот даже не стал его слушать. Махульский показался ему неубедительным: он даже не мог внятно объяснить, какой фильм снимает. Позже Ежи Штур сыграет у Махульского ряд своих самых известных ролей и будет с иронией вспоминать эту ситуацию, выговаривая режиссеру, что тот не сумел ясно рассказать ему о своем замысле.

Во время съемок многое вызывало споры. Например, Махульский хотел начать «Ва-банк» сценой убийства Тадеуша, друга Квинто, которого подосланный Крамером убийца выбрасывает из окна. Кавалерович был против. Он сказал, что «Ва-банк» комедия, хотя и о грабителях. А комедию нельзя начинать с мрачной сцены, ведь начало задает тон всему фильму. В результате картину открывает уже ставший классическим эпизод, в котором Нута и Мокс грабят ювелирный магазин. В сценарии было еще одно ограбление. Махульский написал сцену, в которой Крамер и Квинто грабят банк и их накрывает полиция, но потом от этого было решено отказаться. Причина была проста: Махульский не знал, каким был Квинто до тюрьмы, где он провел шесть лет. Образ Квинто стал самой большой находкой отца и сына Махульских. Им стоило немалого труда придумать этого сдержанного, немногословного, но безумно обаятельного героя. Юлиуш запретил отцу улыбаться, радикально сократил реплики его героя в сценарии, заставил его говорить низким голосом, хотя раньше Ян Махульский на сцене и в кино специально говорил с более высокой интонацией. За весь фильм Квинто улыбается один раз — после того как открывает сейф в банке Крамера. Эта улыбка запомнилась всем зрителям. Ян Махульский придумал своему герою нервный тик, который появляется у него в моменты напряжения, а также смог убедительно изобразить игру на трубе, хотя в жизни не владел этим инструментом.

Съемки закончились к концу 1981 года. Казалось, нельзя было найти менее подходящее время для выпуска такого фильма... В Польше, после полутора лет забастовок, стачек и протестов, ввели военное положение. Тысячи людей попали под арест, по всей стране была объявлена мобилизация. Любые публичные собрания были под запретом, строго контролировались поездки на транспорте и даже телефонные звонки. В городах стояла военная техника, повсюду сновали сотрудники службы безопасности и демонический спецназ ЗОМО. Власти внимательно следили за фильмами, выходившими на экран, опасаясь любой крамолы и критики. Наверное, если бы «Ва-банк» был создан двадцатью годами раньше, режиссера обвинили бы в пропаганде буржуазных ценностей и в отсутствии социальной критики прошлого. Но в тот момент властям было важно, что фильм не вызывает никаких негативных эмоций: для них это была всего лишь очередная жанровая поделка о прошлых временах. Фильм, который никого не побуждает швырять коктейли Молотова в представителей власти и выходить на очередную забастовку, казался неопасным.

Однако власти проморгали в фильме главное. «Ва-банк» получился не просто ностальгической лентой о Польше 30-х годов и обаятельных грабителях того времени. Квинто, который смог изящно наказать подлого Крамера, показал, что всякое зло можно одолеть и поставить на место. Это была история победы человека над системой, в которой, казалось, все было предусмотрено. Квинто и его подельники с блеском ломают самую надежную и крепкую оборону. Как герой польских народных легенд, пан Твардовский, они умудряются обхитрить самого дьявола. Вот почему зрители их так полюбили. Квинто, Датчанин, Мокс и Нута были для них своими, близкими, харизматичными героями, которым любой злодей по зубам. И как они все делали! Играя на трубе, куря сигары и разъезжая на роскошных старинных автомобилях. Они жили в той Польше, которая, несмотря на всю свою иллюзорность, была настоящей. В Польше, где были банки, рестораны, ювелирные магазины, гербы с орлами в коронах, дорогие костюмы и веселые варьете с зажигательной музыкой. Польша начала 80-х, уставшая от угроз советского вторжения и массовых репрессий, идеологической истерии, вдруг увидела себя по-другому. Не было в тот момент более подходящего фильма для поляков, чем «Ва-банк». Зрители, выходя из кинотеатров под аккомпанемент жизнерадостного регтайма Генрика Кузняка, ставшего визитной карточкой фильма, ощущали прилив оптимизма и жизненных сил.

Конечно, никто не мог поверить, что «Ва-банк» снял какой-то двадцатишестилетний дебютант в очках с толстыми стеклами. Журналисты даже спрашивали на встречах с авторами фильма: «Кто на самом деле был режиссером?». Многие считали, что главная заслуга принадлежит Яну Махульскому, ведь тот был не только актером, но и руководителем варшавского театра «Охота», где ставил спектакли. Но исполнитель главной роли отрицал это, говоря, что фильм поставил только его сын. Сам Юлиуш как-то в шутку заявил, что режиссером, на самом деле, был Леонард Петрашак, сыгравший Крамера. Многие, кстати, поверили. Сомнения насчет авторства Махульского-младшего развеялись только после выхода его следующего фильма — «Сексмиссия» (в советском прокате — «Новые амазонки») — который снискал еще большую популярность, чем предыдущий.

В 1984 году Юлиуш Махульский снял продолжение — «Ва-банк 2, или Ответный удар». Сиквел, как водится, уступал оригиналу в обаянии, зато брал размахом и казался куда комичнее. Смотрели его с удовольствием. Юлиуш Махульский стал главным комедиографом страны. В «Ва-банке 2» режиссер решил спасти своих героев от надвигающейся Второй мировой войны. Квинто и Датчанин в конце фильма обосновались в Швейцарии, которую, как известно, все бури обошли стороной. Уже ближе к концу 80-х Махульский захотел снять «Ва-банк 3». Действие этой части должно было происходить как раз во время войны. Подруга Мокса, Наташа, которая в первом фильме была «приманкой» для Крамера, а во втором — стала актрисой, приезжала к Квинто в Швейцарию как связная Армии Крайовой. Она просила, чтобы Квинто и Датчанин вскрыли сейф гестапо, в котором хранились имена двойных агентов, внедренных в ряды АК. Сценарий был уже готов, но в момент распада ПНР на его реализацию не нашлось денег. «Ва-банк 3» появился лишь в виде комикса.

Юлиуш Махульский снял еще много фильмов, среди которых были блестящие, полные шарма и остроумия комедии. Однако по прошествии времени, возвращаясь к «Ва-банку», понимаешь, что именно этот фильм, снятый молодым, еще ничем себя не зарекомендовавшим дебютантом, стал вершиной его творчества. В «Ва-банке» удачно было все: точно найденный герой, скупая режиссура, юмор, который бил зрителя наотмашь, яркая атмосфера, созданная минимальными средствами. И, конечно, потрясающая история о том, что зло можно перехитрить. За это мы и любим «Ва-банк» — фильм, который стал безусловным шедевром польского жанрового кино


Онлайн подруга

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 66993
  • Карма: 399429
Обожаю этот фильм. Влюблена в Квинто и Датчанина. И даже в злодея банкира. Особенно обожаю музыку из этого фильма. У нас её как-то в переходе играли,так я второй раз поехала слушать.
(кликните для показа/скрытия)
« Последнее редактирование: 26 Апреля 2018, 00:54 от подруга »

Онлайн vlada555

  • Герой
  • Сообщений: 16995
  • Карма: 73117
И мне очень нравится фильм....Все сошлось - и сюжет, и актеры, и музыка....Фильм в десятку...Я посмотрела его впервые в Рыбинске в командировке очень давно...Помню иду после фильма и улыбаюсь...


Онлайн подруга

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 66993
  • Карма: 399429
И мне очень нравится фильм....Все сошлось - и сюжет, и актеры, и музыка....Фильм в десятку...Я посмотрела его впервые в Рыбинске в командировке очень давно...Помню иду после фильма и улыбаюсь...
:flower3: :flower3: :flower3: :wub:

Онлайн vlada555

  • Герой
  • Сообщений: 16995
  • Карма: 73117
  подруга:bear: :bear: :bear:


Онлайн подруга

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 66993
  • Карма: 399429
подругаподруга:bear: :bear: :bear:
А вот артист  .который датчанина сыграл .И старый хорош.

Онлайн vlada555

  • Герой
  • Сообщений: 16995
  • Карма: 73117
подруга, А мне больше нравится Квинта...Да они там все супер! Я тогда такого фильма от поляков не ожидала....
А вы смотрели документ. фильм "Польские красавицы"....об их актрисах которые снимались у нас...Эва Шикульска - очень позитивная оптимистка...Если не смотрели - посмотрите обязательно...Как у них живут такие звезды - Беата Тышкевич, Брыльска, Поля Ракса..

Онлайн подруга

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 66993
  • Карма: 399429
подруга, А мне больше нравится Квинта...Да они там все супер! Я тогда такого фильма от поляков не ожидала....
А вы смотрели документ. фильм "Польские красавицы"....об их актрисах которые снимались у нас...Эва Шикульска - очень позитивная оптимистка...Если не смотрели - посмотрите обязательно...Как у них живут такие звезды - Беата Тышкевич, Брыльска, Поля Ракса..
Помню смотрела,не в этом году. А красавицы какие. Особенно Тышкевич,в её возрасте. А Ракса какая  очаровательная. 

Ну и Квинта хорош.Глаза большие .лоб высокий .стать .сдержанность.


Онлайн vlada555

  • Герой
  • Сообщений: 16995
  • Карма: 73117
Миссис уксус, Ларочка  :flower3: :flower3: :flower3:

Онлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82037
  • Имя: Лариса
  • Карма: 291237
Миссис уксус, Ларочка  :flower3: :flower3: :flower3:
Валечка!  :love005:


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.082 секунд. Запросов: 49.