Это Яёи Кусама. Ей 92 года.
И живёт она в психиатрической клинике.
⠀
Конечно, так было не всегда.
С 10 лет девочка мечтала стать художницей и начала рисовать. Мать имела привычку подкрадываться сзади и вырывать рисунок из рук ребенка. Возможно, поэтому Яёи всегда рисует так быстро и неистово, как будто боится, что вот-вот к ней подойдут и отберут работу.
⠀
У ее отца были любовницы, и бессильная в своем гневе мать заставляла дочь шпионить за ним.
Рисунки стали способом уйти от жестокого реального мира в вымышленный.
⠀
В 27 лет девушка заявила, что переезжает в США: в ответ на это мать выдала ей немного денег и сказала никогда больше не появляться на пороге дома.
⠀
Сначала прогрессивный Нью-Йорк не спешил принимать Яёи. Она прошла долгий путь.. Но постепенно всё изменилось.
⠀
Ее «сети бесконечности», полотна, покрытые множеством повторяющихся точек, предвосхитили появление минимализма. Они словно стирали психологические и физические границы живописи.
⠀
Те, кто видел ее картины, называли их гипнотическими. Непонятно было, о чем они, но оторваться было невозможно.
⠀
В 1973 году Кусама вернулась в Японию. Она выпустила ряд романов и сборников, получив литературную премию. Но как художник признания на родине не получила. Ее психологическое и психическое состояние становилось все хуже.
⠀
В 1977 году она нашла психиатрическую клинику, в которой практиковалась арт-терапия, и осталась там, собирая свою жизнь заново...
⠀
Она живет там под присмотром врачей — в безопасности, которой ей всю жизнь недоставало. У нее своя мастерская в двух кварталах от больницы: день она проводит за работой, а в клинику приходит ночевать. В работе художнице помогают ассистенты.
⠀
Сейчас она наиболее коммерчески успешная женщина-художник из
ныне живущих и может похвастаться самыми высокими аукционными ценами на свои труды: так, одна из ее работ была продана в Гонконге за $ 8 млн. (Последнее фото)
/RETRO A/