Он был генералом. На переломе 60–70-х возглавлял угрозыск Московской области. И в то же самое время он был композитором. Автором известнейших песен: «Вся жизнь впереди...», «Вот и весь разговор», «Снегопад», «Пожелание»… Ни до Экимяна, ни после на отечественной эстраде не появлялось подобного феномена. Судьба Алексея Гургеновича уникальна.
Алексей Экимян был музыкантом-самородком. Он родился в Баку в 1927-м. До войны успел несколько лет поучиться в музыкальной школе, играл на скрипке, однако продолжить специальное образование не удалось. Позже, став уже известным композитором, Алексей Гургенович нередко из-за этого комплексовал. Все ему казалось: недотягивает, не соответствует.
«Он – очередное доказательство того, что на композитора выучиться невозможно, им надо родиться! – убежден младший сын Экимяна Михаил, тоже композитор. – Отец был одержим музыкой. Почему в таком случае пошел работать в милицию? Стечение обстоятельств. После войны поехал восстанавливать Харьков, подружился с бывшими фронтовиками, они посоветовали.
Окончил среднюю школу милиции во Владимире, затем – Высшую школу МВД в Москве. Прежде чем возглавить угрозыск Московской области, служил в Бирюлево, Серпухове … Человек он был принципиальный, порядок на участках наводить умел, поэтому и до генерала дослужился быстро. Коллеги в погонах даже не представляли, что по вечерам он пишет музыку. Когда узнавали – был шок. Сам отец об этом никогда не распространялся...»
«Родись Экимян сейчас, был бы великим продюсером, – считает руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов. – У него был дар угадывания. Мало того что он умел создавать мелодии, которые нравились миллионам, – он умел сам выбирать исполнителей. Это он решил, что песню «Вся жизнь впереди» будут петь именно «Самоцветы», понял, что наша манера исполнения подойдет больше, чем чья-либо. Это его идея – предложить «Снегопад» именно Брегвадзе! И даже слова в песнях он порой переписывал.
С хитом «Вся жизнь впереди» вышла интересная история: у Экимяна уже были готовы и музыка, и текст (нечто в народном духе: «Колышется рожь – придешь, не придешь?»), когда песню услышал Роберт Рождественский. Пришел в гости чаю попить, а ушел с нотами. Через несколько дней принес всем известное: «Колышется дождь густой пеленой, стучатся дождинки в окошко твое...» Экимян, известный своей сдержанностью, на этот раз изменил ей, закричав: «Гениально!»
Те люди, которым доводилось работать с Алексеем Гургеновичем, очень ему симпатизировали, – продолжает Маликов. – Поначалу, разумеется, возникала настороженность: что еще за генерал-песенник? Но стоило познакомиться – лед моментально таял. Никакой напыщенности, никакого важничанья! Алексей Гургенович был человеком высокой культуры. Недаром к нему тянулись люди искусства: поэты, певцы, музыканты...»