На подмосковной спортивной базе «Новогорск» находится уникальный в своем роде музей – Музей фигурного катания «Ледяной Олимп». Коллекцию экспонатов – архивы, вырезки из старых газет, открытки, фотографии, коньки прошлого века и многое другое – собрали энтузиасты – тренер по фигурному катанию Людмила Кубашевская и ее ученик Андрей Уваров.
Коллекция необычного музея насчитывает около 1000 экспонатов, которые дают наглядное представление о том, каким было фигурное катание еще при Петре I и каким стало сейчас. Речь не идет об исторической ценности представленных вещей (кстати, для посетителей выставлена только часть того, что имеется в запасниках). По словам собирателей, им было важнее сохранить память о людях, которые стояли у истоков развития фигурного катания в нашей стране, о тренерах, спортсменах, которые в разные годы завоевывали награды и продолжают это делать сегодня.
А началось все с архивов, которые после ухода из жизни великих спортсменов, передавались их ученикам. Постепенно стала набираться коллекция, которую нельзя было просто хранить дома. Ее необходимо было показывать любителям и поклонникам фигурного катания.
Так с 2008 года «тренер и ученик» стали устраивать в Москве тематические выставки. Экспозиции выставок вызывали большой интерес у посетителей. Но без постоянного места прописки организаторам выставок приходилось очень сложно. Директор УТЦ «Новогорск» Николай Доморацкий поддержал замысел энтузиастов. Так началась работа по созданию Музея фигурного катания на базе в Новогорске. А уже в 2013 году музей был открыт для посещений.
Рассказывает Андрей Уваров:
«Музеи по фигурному катанию есть во многих странах. И было несправедливо, что в России с ее традициями фигурного катания, знаменитыми спортсменами и тренерами, стоявшими у истоков создания и развития этого вида спорта, ничего такого не было бы. Идея создания Музея по фигурному катанию принадлежит тренеру Людмиле Кубашевской. Благодаря рассказам, воспоминаниям, энтузиазму Людмилы Ивановны, я и сам увлекся историей этого вида спорта. Но больше всего меня интересовало то, что имело отношение к фигурному катанию и одновременно передавало дух того времени.
Какие-то экспонаты, как, к примеру, старинные коньки, приобретал сам, параллельно постигая особенности и нюансы профессионального собирательства. Это сейчас я знаю, что коньки двухсотлетней давности, которые блестят и прекрасно сохранились, намного ценнее, чем ржавые полозья. А поначалу любой старинный предмет казался достойным для пополнения коллекции. Если бы не стеснение в средствах, то, безусловно, можно было приобрести очень любопытные вещицы для музея. Мне представляется важным показать, как развивалось фигурное катание на протяжении веков, и как из способа передвижения или хобби превратилось в красивый, но сложный олимпийский вид спорта...»