Почти каждый слышал о знаменитом Музее восковых фигур мадам Тюссо, однако не каждый знает, что в Париже у него есть мощный конкурент – музей Гревен. По богатству коллекций, самобытности истории и увлекательности экспозиций он мало чем уступает именитому собрату, а в некоторых областях и заметно превосходит.
Идеей создания восковых скульптур мир обязан именно Франции: во времена монархии было принято делать посмертную маску почивших королей на память потомкам. Во время революции мадам Тюссо удалось разжиться посмертными масками Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Марата и Робеспьера – они и стали основой лондонского музея.
Парижский музей открылся в 1882 году – полвека спустя после лондонского. За это время сильно изменились потребности публики, и основатель музея Гревен (по совместительству главный редактор газеты «Le Galois») Артур Майер сумел чутко на них среагировать.
Типографская техника тех времен не позволяла печатать фотографии, и Майер задумал музей как своеобразное дополнение к своим передовицам – восковые фигуры знаменитостей могли помочь читателям лучше представить себе людей, о которых писали на главной странице.
Благодаря таланту и работоспособности скульптора Гревена (в его честь и назвали музей) коллекция быстро разрасталась и к концу века достигла 200 экспонатов. К знаменитостям той эпохи добавились исторические персонажи, причем отнюдь не в виде безжизненных манекенов: Майер и Гревен скрупулезно воссоздали сцены убийства Марата и сожжения Жанны д'Арк – настолько реалистичные, что особо впечатлительным посетителям становится дурно.
Помимо восковых фигур музей Гревен обзавелся собственным театром на 200 мест (там и сейчас регулярно выступают фокусники мирового уровня), а также имеется Дворец Иллюзий – отдельный зал, организованный по принципу гигантского калейдоскопа.
В свое время театр Гревен внес огромный вклад в мировой кинематограф – там часто выступал Жорж Мельес, будущий создатель первого в истории фантастического фильма; там же в 1892 году был показан «Бедный Пьеро» – самый старый из дошедших до нас мультфильмов.
Хотя со времен основания музея было создано свыше двух тысяч восковых фигур, в наши дни выставляется не больше трёхсот. Некоторые из них составляют «золотой фонд», другие снимаются с экспозиции, когда популярность оригиналов идет на убыль – например, это произошло со скульптурами Арнольда Шварценеггера и Михаэля Шумахера.
После того, как музей Гревен приобрели владельцы парка Астерикс, коллекция стала пополняться вымышленными персонажами – теперь можно полюбоваться на пару знаменитых галлов, друида Панорамикса и даже Маленького принца...
Е. Смекалкина