Как-то Пабло Пикассо разговорился с молодым советским художником.
Пикассо спросил у него:
– У вас продаются краски?
Художник ответил:
– Конечно, сколько угодно...
– А в каком виде?
– В тюбиках...
– А что на тюбике написано?
Художник с недоумением (ну что за дурацкие вопросы задает великий художник!) начал перечислять:
– Название краски «охра», «жженая сьена», «ультрамарин», «хром»...
Тогда Пикассо с серьезным видом начал советовать:
– Вам нужно рационализировать производство картин. На фабрике должны изготовлять смеси, а на тюбиках ставить "для лица", "для волос", "для мундира". Это будет куда разумнее.
Казалось бы, художнику, который мог терзаться и сердиться, не найдя нужный цвет для своих мыслей, странно говорить такие вещи. Но так он хотел добродушно подшутить над советской живописью, соцреалистические картины которой на тот момент были больше похожи на раскрашенные фотографии, чем собственно на живописные полотна.
(Из воспоминаний Ильи Эренбурга)