Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Не только куличами красна Пасха (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от Натуся60 2. С праздником Светлой Пасхи! (Праздники и поздравления) от Валентина 61 3. Пасха Куличи светлый праздник! (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от germania 4. Психолог Ада избавит от зависимости. Бесплатно (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Dani 5. Маша из Макеевки (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от галина лысенко 6. «Эта была финальная песня»: Садальский на всю страну простился с Бузовой (Музыка и новости шоу-бизнеса) от кнопка
7. «По барабану на жителей»: звезда «Дома-2», участвующий в СВО, высказался об амер (Дом 2 слухи) от Ириша 2 8. Кикиморы (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от ЛенкаБелка 9. #добривечир от НеМалахов (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Стихия 10. В российском регионе администрация забыла поздравить ветерана с Днем Победы (Интересное и необычное) от Валентина 11. Мата Хари, с днём рождения! (Праздники и поздравления) от мишаня 12. Sветлана, с днём рождения! (Праздники и поздравления) от мишаня

Константин Коровин .В Крыму. ( околоточный Романков, татарин Асан, Шаляпин и др.  (Прочитано 893 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82037
  • Имя: Лариса
  • Карма: 291237
5
Константин Коровин .В Крыму. ( околоточный Романков, татарин Асан, Шаляпин и др.)
 
Константин Коровин был не только замечательным художником, многие не знакомы с его дневниковыми записями-рассказами о людях, времени, наполненными  ощущениями и впечатлениями об увиденном ...

В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели - художники, артисты, и многие все лето гостили у меня.
Я редко бывал в Гурзуфе. Мне нравилась моя мастерская во Владимирской губернии, там была моя родная природа. Все нравилось там - крапива у ветхого сарая, березы и туман над моховым болотом. Бодрое утро, рожок пастуха и заря вечерняя... А на реке желтые кувшинки, камыши и кристальная вода. Напротив, за рекой, Феклин бор, и конца нет лесам: они шли на сто четыре версты без селений. Там были и родные мои мужики. Я любил мужиков, везде, где бы их ни видал,— в русских уездах, губерниях, в их манящих селах и деревнях...
 
А в Гурзуфе, в Крыму, были татары, скромные, честные люди, тоже мужики. И при них начальник был - околоточный Романков.
Позади моей дачи в Гурзуфе был базар - небольшая площадь и двухэтажные дома с вывесками, трактиры и кофейни. Тут Романков каждый вечер царил, не стесняясь:
- В Ливадии он,- говорил Романков.- А тут - я. Порядок нужен.
Вечером на базаре разыгрывались бои: Романков таскал из трактиров пьяных за шиворот в "кордегардию"....
 
У меня был приятель, татарин Асан, молодой парень-красавец. На затылке маленькая круглая шапка, вроде ермолки. Темные глаза Асана всегда смеялись, и он ими поводил, как арабский конь. Когда он смеялся, его зубы светились, как чищеный миндаль.
Неизвестно почему, околоточный Романков избегал Асана. Асан с ним был почтителен, изысканно вежлив, серьезен. Но глаза Асана смеялись...
Романков почему-то не смотрел на него и уходил, когда Асан был у меня.
- Что тебя не любит Романков? — спросил я как-то Асана.
- Меня? Э-э-э... он? Любит меня, во любит! Твоя - моя, любит, как брат. Я его не боится — он меня не боится... как брат.
Асан хитро смеется.
- Хороший начальник Романков. Судить любит, драка любит, вино любит, все любит... Его татарин учил. Хороший начальник.
- Как же это татарин учил? - спросил Асана барон Клодт.
- Так,— говорит Асан,- так, немного... На лодке возил на Адалары, знаешь? Два брата Адалары? Пустые горы, там стриж-птица живет, воды нет — никого нет... Никуда не поедешь - прямо гора. Я привез его крабы ловить и оставил. Три дня он там отдыхал. Кричал, никто не слышит... Ну, привез его опять назад. Такой стал хороший начальник, как надо... Я ему сказал: "Будешь хороший начальник! Не твоя - не моя. А то татарин увезет опять, совсем туда - крабов ловить..." Вот...
 

Ночью я писал из окна кафе базар.
Трактиры освещены, из окон слышна музыка. По лестнице в трактир и из него шатался народ. Вдруг - свалка, гам. Из трактира вылетает пьяный прямо на мостовую. Драка. Вижу - Романков держит двоих за шиворот. Те вырываются. Романков бьет, его тоже бьют. Потом все смолкает. Лезут опять в трактир, потом опять кричат: "Караул!". Драка. И так весь вечер.
- Что же это такое? — говорю я Асану.
- Ну что, любит твоя — моя начальник — надо себя показать...
- Да ведь и его бьют...
- Ну, что... Любит - бьют. Ну, потом мирятся - пьют... Вино пьют...
 
* * *
 
Но ожил и повеселел Романков, когда ко мне в Гурзуф приехал гостить Федор Иванович Шаляпин. До того Шаляпин понравился Романкову, что околоточный говорил:
- Для Федора Ивановича, ей-ей, в нитку расстелюсь, этто людей таких, ей-ей, нету ниде... Это чего - бох! Прямо расшибусь для его... ей-ей...
С Шаляпиным случилась неприятность. Он плыл с военным министром Сухомлиновым на миноносце, и Федора Ивановича продуло. У меня, проснувшись утром, он почувствовал себя плохо. Не может ни головы повернуть, ни подняться с постели, страшные боли.
Рядом жил доктор — он жил лето и зиму в Гурзуфе. О нем стоит сказать несколько слов.
Архитектор, который строил мою гурзуфскую дачу, Петр Кузьмич, был болен туберкулезом. Доктор его вылечил - архитектор стал толстый, как бочка, такой же, как доктор. А лечил его доктор водкой и коньяком — оба пьяны каждый день с утра.
- Туберкулез выходит из такого человека...— говорил доктор.— Ему не нравится, ну и уходит.
Посмотрев на Шаляпина, доктор сказал:
- Прострел.
И прописал Шаляпину коньяк.
Когда я пришел, доктор и его пациент дружно дули коньяк. Так, серьезно, молча, лечил наш доктор и ушел от Шаляпина поздно, еле можаху... А Федор Иванович чтото говорил мне перед сном: про номера Мухина в Петербурге, про самовар, на самоваре баранки греются... придешь из бани, хорошо в номерах Мухина... Говорил, говорил, да и заснул.
Утром Шаляпин уже двигал головой, но прострел еще сидел — и Федор Иванович встать не мог, опять доктор лечил целый день, и опять ушел еле можаху.
Навещал Федора Ивановича и околоточный Романков. Приносил газеты и письма, держал себя почтительно.
Я говорю Шаляпину:
- Околоточный неплох...
- Да, хорош.
- И доктор тоже неплох у нас...
- Да. Но как же это... Две бутылки коньяку в минуту... Он же этак море выпьет - и ничего.
 
Вскоре Федор Иванович вышел из своей комнаты в сад у моря, где была терраса. Она называлась "сковородка", так как была открыта и на ней жарило крымское солнце. На краю террасы, в больших ящиках, росли высокие олеандры, и розовый цвет их на фоне синего моря веселил берега гор.
- Вот там, эти горы - Адалары,— говорил Шаляпин, лежа на кушетке.- Это острова. Там же живет какой-то фотограф. В чем дело? Я хочу просить, чтобы мне их подарили. Как ты думаешь?
- Думаю, что отдадут "Пустынные скалы".
- Да. Я их взорву. Сделаю ровную площадь, навезу туда земли, посажу пальмы, выстрою там себе дом. Попрошу у Сухомлинова старые пушки — они же им не нужны,- и поселюсь на острове.
- А зачем вам пушки? - спросил доктор.
- Зачем? А затем! Ко мне туда ни один корреспондент не сунется. Пушечки-то не понравятся. Я буду жить один. Как хочу. Один.
— А как же ты будешь на материк выходить? — спросил я.— Бури, море бьет.
- Я туннель сделаю, под морем, на сушу.
- Тоннель. Он выйдет на чужую землю. Ты вылезешь из тоннеля, а тебе владелец земли скажет: "Куда лезешь, назад!"
- Верно. Так и знал. В этой же стране жить нельзя. Нельзя жить. Позвольте мне выйти с острова, а мне говорят - нет, не позволяем. Это же черт знает что!
Федор Иванович сердился.
- Это верно,- подтвердил околоточный Романков, бывший здесь же.- Чего еще, ей-ей, на кой они? Кому Адалары нужны? Чего там? И не растет ничего. Их море бьет. Там камни на камнях. Ежели хотите, Федор Иванович, мы сичас их возьмем. Фотограф там сидит, сымает эдаких разных, что туда ездют. Я его сичас оттуда к шаху-монаху! Мигом! Чего глядеть, берите!
- Это, наверно, вулканические возвышенности,— сказал доктор.— Вы сровняете их, дом построите, прекрасно. Ну, а вдруг извержение, дым, лава, гейзеры хлещут...
- Ну вот, гейзеры... Нельзя жить здесь, нельзя.
- Там деревья расти не могут, ветер норд-ост...
- Ну что это такое? Жить нельзя. Воды нет, нор-ост...
- Взорвать-то их можно,— заметил архитектор Петр Кузьмич.— Но там может оказаться ползун.
- Это еще что такое? - удивился Федор Иванович.- Ползун. Что такое?
- Тут усе ползет,- говорил околоточный Романков.- Усе. Гора ползет у море, дорога, шассея ползет. В Уялте так дом Краснова у море уполз.
- Верно,- подтвердил архитектор.- Анапа, город греческий, весь в море уполз.
- Знаешь ли, Константин,- посмотрел на меня Федор Иванович.- Твой дом тоже уползет.
- Очень просто,- утешил доктор.
- А вот Монте-Карло не ползет,— сказал Федор Иванович.- Это же не страна! Здесь жить нельзя.
- Это верно. Вот верно. Я — что? Околоточный надзиратель, живу, вот, сорок два получаю, уехал бы куды. Чего тут зимой - норд-ост, тверезый на ногах устоять не можешь. Ветер прямо бьет, страсть какая.
 
* * *
 
Федор Иванович поправился и в коляске поехал в Ялту.
За ним сзади скакал на белой лошади в дождевом плаще околоточный Романков. Плащ развевался, и селедка-сабля прыгала по бедрам лошади.
- Эх,- говорил позже Романков.- Этакий человек, Федор Иванович, вот человек. Куда меня прямо, вот околоточного ставит, прямо на гору подымает. Вот скоро Романков что будет, поглядят. А то судачут: Романков-то пьет, пьяница...
 
* * *
 
Но в гору Романков так и не поднялся. Однажды приехала в Гурзуф, по дороге из Симферополя, коляска. Остановилась у ресторана. Из коляски вышел пожилой человек очень высокого роста, немолодая дама. Пожилой человек снял шляпу и стряхнул пыль платком, сказав даме:
- Ах, как я устал.
Околоточный Романков был рядом и заметил, сказав:
- В коляске едут, а говорят - устал. Не пешком шел.
Пожилой человек услыхал, пристально посмотрел на околоточного и строго сказал ему:
- Иди под арест. Я за тобою пришлю.
И ушел с дамой в ресторан. Романков опешил.
- Кто этот барин? - спросил он кучера.
Кучер молчал.
- Чего. Немой, что ли, молчишь. Скажи, рублевку дам, ей-ей. Пять дам, ей-ей. Кто?
Кучер молчал.
- Двадцать дам, не пожалею, скажи.
Но кучер молчал. Романков глядел растерянно.
- Эва, горе. Во-о, горе. Ох, и мундира на нем нет. Кто? Батюшки, пропал, пропал я.
И он шел, мотая головой, говоря:
- Вот что, что вышло.
Ночью за Романковым приехал конвой, и его увезли в Симферополь.
Так его в Гурзуфе и не стало.
А кто был этот высокий барин, я не знаю и сегодня...
 
Впервые напечатано: В газете «Возрождение». Париж. 1935. 16, 19 июня.
 "Искусство Серебряного Века"
Иллюстрация: Константин Коровин. Гурзуф. Старый город. 1915


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.107 секунд. Запросов: 42.