Лычаковское кладбище расположено во Львове, в черте города. С 1991 года это Государственный историко-культурный музей заповедник. Его я посетила в декабре 2014 года и не скрою, что кладбище произвело на меня потрясающее впечатление. Его можно сравнить со знаменитыми кладбищами средневекового Парижа, и по возрасту оно намного старше знаменитого Пер-Лашез.
История Лычаковского кладбища восходит к XVI столетию, хотя существуют упоминания, что ещё в XIII веке на этом месте хоронили жертв эпидемии чумы, этого страшного бича Средневековья.
В 1786 году декретом императора Австро-Венгрской империи Иосифа II было запрещено осуществлять захоронения людей в черте города. Такая мера была вызвана санитарными соображениями - по существующей в ту эпоху традиции людей погребали прямо в подвалах костёлов или же возле церквей. Например, по воспоминаниям современников летом в львовских костёлах был явственно слышен запах трупных разложений. Естественно, что эта «милая» традиция привела к развитию антисанитарии и вспышкам инфекционных заболеваний.
Вот и решил император исправить это досадное обстоятельство, за что ему лично от меня респект – ведь так появился потрясающий памятник культуры, где мир мёртвых тесно сплетается с миром живым.
Самое старое надгробие Лычаковки (разговорное название) датировано 1675 годом, а сам Лычаковский некрополь насчитывает более трёх тысяч памятников и надгробий.
Поскольку кладбище располагалось за городом, то на нём хоронили в основном зажиточных горожан, и со временем быть похороненным на Лычаковском кладбище стало престижным. Оно и немудрено, ведь его надгробия и склепы представляют собой произведения искусства, а само кладбище похоже на парк – его площадь составляет около 42 га. В принципе, оно и планировалась по типу парковой зоны. Сложно передать словами то ощущение, которое возникает, когда идёшь по тихим узким аллеям среди замшелых могильных плит и сероватых склепов. А как передать то чувство, когда глядишь на скульптуры людей, похороненных много лет назад? Здесь остро ощущается соприкосновение с миром мёртвых. Это действительно мёртвая сказка!
Но вернусь к краткой истории кладбища.
В советское время, начиная где-то с середины 60-х годов, похоронить родственника на Лычаковском кладбище можно было только получив специальное разрешение от городских властей. В основном тут предавали земле известных политических и общественных деятелей. Хотя, дав огромную по тем временам взятку в 15 тысяч рублей, можно было получить заветное разрешение и без особых заслуг перед обществом.
Ныне на Лычаковке хоронят выдающихся деятелей украинской культуры и людей, имеющих особые заслуги перед Украиной.
Теперь приступлю к самой интересной части моего повествования – к надгробиям, склепам и статуям. Все фото сделаны мною лично, и из всех фото я выбрала самые интересные.
Первое, что там можно увидеть , переступив ворота Лычаковки – это бронзовая статуя коленопреклоненного Иисуса Христа (фото 1). Эту статую в советское время сторожа кладбища нашли возле забора – очевидно, кое-кто из люмпенов решил похитить её с целью переплавки, а вероятнее всего для продажи. Оно и немудрено! Лик Христа поражает своей кротостью. Когда смотришь в лицо статуи, то ощущаешь покой и лёгкость. Кто автор этой замечательной статуи, на чьей могиле она стояла – история умалчивает. Статую установили напротив ворот, и посетители кладбища обычно молятся возле неё, оставляют цветы и зажжённые свечи.
Фото 2 – статуя древнегреческого бога Морфея с его венком из маков – символ вечного сна.
Фото 3 – Танатос, древнегреческий ангел смерти. Погашенный факел в его руке – символ угасшей жизни.
Особенно впечатляют ангелы на надгробиях Лычаковки (фото 4-8) – их кроткие и печальные лица словно вечно скорбят о тех, на чьих могилах они стоят.
посетите Лычаковку именно зимой – холодный зимний ветер, низкое свинцовое небо, облетевшая листва и голые деревья создают особую атмосферу, благодаря которой острее ощущается ветхость и скоротечность бытия. А это чувство не покидает тебя, пока ты бродишь по аллеям кладбища, вглядываешься в портреты на могилах, касаешься замшелых, ледяных могильных плит. Есть фото кладбища, сделанные летом, но они не так впечатляют - солнечные лучи, озаряя своим светом этот город мёртвых, несут в себе жизнь и ослабляют это чувство. В этой второй части моего повествования я расскажу о нескольких могилах, которые, на мой взгляд, особенно интересны.
Фото 1.
Эта могила - своеобразный панегирик верности. В ней похоронен человек, рано потерявший жену. В новый брак он не вступил, пронеся верность своей покойной жене через всю жизнь. Зато завёл двух собак. Когда его не стало, то оба пёсика пришли на могилу своего хозяина – бедные животные так тосковали за ним, что предпочли умереть на его могиле. Эта история впечатлила одного скульптора, который и создал такое вот надгробие. Если подойти к нему поближе, то можно увидеть на собачьих мордах высеченные из камня слёзы. Эти слёзы – символ количества дней, которые провели на могиле собачки, причём у одного пёсика на одну слезу больше – он пережил своего товарища на один день.
Фото 2.
Это могила Юзефа Торосевича (1784-1869 гг.) - польского доктора медицины армянского происхождения. При своей жизни Торосевич прославился тем, что основал во Львове приют для детей-сирот, а после смерти завещал все свои сбережения детям-сиротам. Благодарные горожане в 1871 году установили на его могиле вот такое символичное надгробие – доктор прижимает к себе двух босоногих деток.
Фото 3-6. Спящая красавица Лычаковского кладбища.
Это надгробие Йозефы Марковской. Оно примечательно тем, что на нём мастерски выполнена женщина, которая словно навеки уснула на софе в непринуждённой позе. Автор надгробия - Юлиан Марковский (1846-1903 гг.), львовский скульптор. Сложно передать словами, какое впечатление производят каменные складки покрывала, которое наброшено на Йозефу, а пряди её волос, рассыпавшиеся по подушке, словно вот-вот взметнёт декабрьский ветер. Особый оттенок грусти придаёт надгробию серость и замшелость камня, осыпавшиеся, порыжевшие иголки ели. К сожалению, это надгробие успело пострадать от людской алчности – скульптор установил в изголовье статуи Йозефы Ангела Боли, но предприимчивые личности похитили его ещё в 1914 году. Это неудивительно – ведь этот ансамбль был признан шедевром ещё при жизни скульптора и принёс ему бешеную популярность.
Сама же Йозефа, по одной версии, была актрисой и скончалась в молодом возрасте прямо на сцене; по другой – будучи замужней женщиной, завела роман с молодым ловеласом и, узнав о его многочисленных изменах, приняла яд; третья, наиболее трогательная, – сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату – смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду, похоронены вместе с матерью. Но в любом случае, каковы бы ни были причины смерти этой женщины, мне очень жаль, что она умерла такой молодой.
Фото 7. Надгробие Ядвиги.
На мой взгляд, это самое трогательное и милое надгробие во всём Лычаковском кладбище. Здесь похоронена девятилетняя Ядвига. Статуя девочки опирается на деревянный крест, увитый плющом – как объяснил экскурсовод, деревянный крест символизирует юную жизнь, которая так и не успела вырасти и обречена на увядание.
Фото 8,9. Склеп банкира.
Этот склеп примечателен тем, что там похоронен очень богатый львовский банкир, скончавшийся в конце XIX столетия. Даже его склеп выполнен в форме сейфа. По легенде в этом склепе банкир спрятал все свои богатства, все, что «нажил непосильным трудом», а его наследники смогли бы получить их только при условии, что разгадают код. Но наследники так и не смогли разгадать этот своеобразный «код банкира», поэтому и остались ни с чем.
Неизвестно, действительно ли банкир припрятал там своё золотишко, но эта легенда вдохновила некоторых предприимчивых личностей, которые отважились вскрыть его склеп. На фото видно, что плита, закрывающая вход в склеп, была вскрыта и не особенно аккуратно замазана цементом.
Фото 10. Надгробие армяно-католического архиепископа Самвела Кирилла Стефановича.
История этого надгробия в какой-то мере комична. По легенде пан епископ в возрасте 75 лет тяжело заболел. Ну и, естественно, чтобы оставить свой след на земле не только служением Богу (я уже умалчиваю о служении своей пастве), заказал себе надгробие. К моменту окончания работ состояние больного резко улучшилось и поп пошел на поправку. Правда, немного оклемавшись, пан епископ закатил скульптору скандал, дескать, он выглядит слишком старым на собственной статуе. Скульптор улучшил изображение, но пан Стефанович этим не удовлетворился – в течении 28 лет после болезни его собственное изображение «страдало» от улучшения. Но, думаю, скульптор страдал гораздо больше от привередливости своего клиента.
Рассказывая о Лычаковке, грешно обойти вниманием его склепы. А склепы здесь знатные – некоторые напоминают маленькие дворцы, поскольку выполнены в разных стилях – от готики до классицизма. Между нами говоря, некоторые похожи на «сахарные домики», которые радуют глаз, как на фото 11-13. Внутри этих склепов устроенные маленькие часовенки, где родственники могут помолиться о своих усопших предков.
А некоторые производят гнетущее, тягостное впечатление – от них словно веет скорбью и тоской