Имя Михаила Кононова занимает почетное место в истории отечественного кинематографа. Роль молодого учителя Нестора Петровича в фильме «Большая перемена» стала «визитной карточкой» актера. По словам Кононова, всю жизнь он играл так, чтобы не было стыдно ни перед зрителем, ни перед своей совестью.
Родился будущий актер в 1940 году в обычной семье, не имеющей никакого отношения к искусству. Тем не менее, уже со школьных лет Михаил Кононов был очень артистичным. Он со своим одноклассником Андреем Смирновым, ставшим впоследствии известным кинорежиссером, снявшим фильм «Белорусский вокзал», принимал активное участие в самодеятельности: друзья ставили спектакли, готовили выступления для школьных вечеров. Именно это увлечение стало основополагающем в желании Кононова стать актером.
Михаил Иванович поступил в ВТУ имени М. Щепкина, а после его окончания он был принят в труппу Малого театра. Помимо театральных подмостков, актер осваивал и съемочную площадку. Михаилу Кононову доставались роли простых, «светлых» героев. Он сам считал себя трагикомичным актером.
Большую известность Кононову принесла роль Алеши Бычкова в фильме «Начальник Чукотки» 1967 года режиссера Виталия Мельникова. Необычайные похождения юного писаря, вынужденного взять на себя управление делами Чукотки, пришлись по душе зрителям.
А «визитной карточкой» Михаила Кононова стала роль молодого учителя истории Нестора Петровича в четырехсерийной комедии «Большая перемена» 1973 года. Зрители просто обожали весь актерский состав кинокартины. Сам же Михаил Кононов очень скептически относился к фильму, который его прославил.
В своих неопубликованных мемуарах он писал : «В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
Михаил Кононов также отлично справлялся с амплуа сказочного героя. Он снялся в таких фильмах, как «Гостья из будущего», «Финист – Ясный Сокол», «Кольца Альманзора». Несмотря на то, что он снимался в ролях второго плана, Михаил Кононов умел превращать своих персонажей в равноправных героев.
С наступлением перестройки и развалом Советского Союза участь Михаила Кононова, как и многих других актеров, оказалась незавидной. Предложений о работе не было, а когда стало появляться коммерческое кино, актер отказывался от ролей, т. к. считал, что съемки в низкопробных фильмах – это не для него. Кононов говорил, что принимать участие в такой «ахинее» ему не позволяет стыд перед умершими друзьями-актерами. В 1990-х Кононов пытался делать репортажи для телевидения, но это были разовые заработки.
Со временем Михаилу Кононову пришлось продать московскую квартиру, потому что пенсии его с супругой едва хватало на еду. Актер построил небольшой домик в деревне Бутырки в Подмосковье и перебрался туда.
Последней для Михаила Кононова стала роль дворника в фильме «В круге первом» 2006 года. Актер очень обрадовался, когда его пригласил режиссер Глеб Панфилов. На момент съемок Михаил Иванович очень болел, каждая реплика давалась ему с трудом. За эту роль он получил гонорар в 20 тысяч долларов, что позволило ему рассчитаться с долгами. Когда актера не стало в 2007 году, ему было 67 лет.