Сборная СССР по баскетболу, СССР, 1972 год.
Как сложилась судьба некоторых игроков.
Та самая, триумфальная сборная Мюнхена–72.
№ 14 — Александр Белов — центровой, из–за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца — Владимира Арзамаскова был отлучен от баскетбола. Родина лишила его мест в сборной и ленинградском Спартаке, звания заслуженный мастер спорта (змс) и даже стипендии в вузе. Умер в 26 лет, через четыре года после Мюнхена. Как утверждает в своей книге В. Гомельский, причиной смерти стал подхваченный на олимпийской базе в Сухуми сальмонеллез. Из–за неправильного лечения он обострил хронические заболевания сердца.
№ 7 — Алжан Жармухамедов — через год после олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс. Во время работы на заводе лишился фаланг двух пальцев.
№ 11 — Михаил Коркия — также преследовался за таможенные нарушения во время досмотра, а позже отмотал срок за незаконное предпринимательство.
№ 9 (стоит) — Иван Дворный — за таможенные нарушения три года лагерей, из которых полтора он провел за решеткой до условно–досрочного освобождения. (В Ленинграде болельщики долго не могли с этим смириться: на трибунах скандировали "Свободу Корвалану и Дворному Ивану!") После освобождения продолжил играть, но на прежний уровень не вышел. Занимался пчеловодством. Работал слесарем, потом в пожарной части.
Все четверо стали фигурантами разгромной статьи в газете «Правда» и получили пожизненную дисквалификацию от федерации баскетбола СССР. Первых трех «отбили» соответственно руководство Ленинграда («Спартак»), министерство обороны (ЦСКА) и МВД («Динамо», Тбилиси). Имена героев Мюнхена в качестве отрицательных примеров проводили сразу нескольким поколениям советских баскетболистов.
Из двенадцати игроков мюнхенской сборной СССР по баскетболу сейчас живы только четверо (из двенадцати американцев живы десятеро!)
На фото - сидят: (слева направо) Модестас Паулаускас, Михаил Коркия, Зураб Саканделидзе, Иван Едешко, Сергей Белов.
Стоят: Алжан Жармухамедов, Геннадий Вольнов, Анатолий Поливода, Сергей Коваленко, Александр Белов, Иван Дворный и Александр Болошев.
Модестас Паулаускас
Окончил Литовский институт физкультуры (1971). Старший преподаватель кафедры физвоспитания Каунасского политехнического института.
В 1963—1976 годах играл за «Жальгирис» (Каунас). В 1969—1974 годах — капитан сборной СССР. В 1976 году на прощальный матч Паулаускаса приехала сборная СССР, а сам баскетболист сыграл по тайму за «Жальгирис» и сборную СССР.
В 1979 году тренировал сборную юниоров Анголы. В 1977—1979 годах тренер, в 1979—1989 — старший тренер юношеской сборной СССР — бронзового призёра ЧЕ-77, чемпиона Европы 1981 года.
В 1991 году — главный тренер «Жальгириса»
С 1993 года работал директором спортивной школы в городе Йонишкис и тренером одноименной баскетбольной команды из 2-го дивизиона Литвы.
С 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область). По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам»[1].
Достижения[править | править код]
Олимпийский чемпион 1972
Бронзовый призёр ОИ-68
Чемпион мира 1967, 1974
Бронзовый призёр ЧМ-70
Чемпион Европы 1965, 1967, 1969, 1971
Бронзовый призёр ЧЕ-73
Бронзовый призёр чемпионатов СССР 1971, 1973
Чемпион Универсиады (1970), серебряный призёр (1965)
Награждён двумя орденами «Знак Почёта»
Медаль «За заслуги перед Калининградской областью» (2009 год)[2]
Семья
Женат, сын был баскетболистом, играл за дубль ЦСКА.
Киновоплощение
В фильме 2017 года «Движение вверх», который посвящён победе команды СССР на Олимпийских играх 1972 года, роль Паулаускаса сыграл литовский актёр Джеймс (Жилвинас) Тратас (англ.)русск..
Российский тренер и баскетбольный комментатор Владимир Гомельский поделился собственным мнением о картине: «Фильм вызвал сильные положительные эмоции. Да, далеко не все события были в тот самый период времени, но это художественный фильм, а значит есть место художественному вымыслу. Единственное, что меня лично напрягло — сюжетная линия с Модестасом Паулаускасом, ведь он никогда не думал о побеге и не был предателем Родины, как представлено в фильме. Хорошо, что сам он, посмотрев картину, не обиделся на её создателей»[3].
1