Усадьба Хмелита Грибоедовых — редкий образец крупного поместья, возведённого в стиле барокко. В конце XVII столетия имение от князей Буйносовых-Ростовских переходит к С.Ф. Грибоедову. С 1747 г. хозяин Хмелиты — Ф.А. Грибоедов, дед известного драматурга и дипломата А.С. Грибоедова. Строительство главного дома начато в 1753 г., на 6 лет позднее возводится церковь Казанской иконы Божией матери.
В 1780—1810 гг. (до 1812 г.) в родовом поместье проходят детские и юношеские годы будущего писателя. Первые же впечатления отрочества показали Александру Сергеевичу ту затхлую среду старого барства, чьим смелым обличителем он выступил со временем. Ребенком видел он вокруг себя спесивые и самодовольные лица Фамусовых, Хлестаковых, Хрюминых. Это были родные или светские знакомые его матери, постоянно стремившейся скрыть стесненное свое положение, запутанное беспорядочностью ничтожного мужа, блюсти традиции рода, и не отставать ни в чем от избранного общества.
Во время Наполеоновского нашествия в Хмелите останавливался маршал Франции Мюрат, во время отступления французской армии — генерал-майор И.М. Бегичев с конным отрядом партизан.
Около 1836 г. главные постройки усадьбы подверглись серьёзной реконструкции. Трапезная Казанской церкви была расширена; усадебный дом приобрёл ампирные черты, вместо предшествующих барочных.
На главной оси парадного фасада появился четырёхколонный портик под треугольным фронтоном, здание увенчал деревянный бельведер. Кроме того, дом и юго-восточный флигель соединили при помощи протяжённой одноэтажной галереи, позднее надстроенной вторым этажом. К концу XIX столетия имение часто сменяет владельцев, и постепенно приходит в упадок. Некий подъём намечается в период владения Хмелитой семейством Гейденов. Незадолго до революции, после пожара в родовом поместье Гейденов «Глубокое» в Хмелиту перевезена великолепная коллекция живописных полотен (Джорджоне, Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Камиля Коро и др.), расформированная после национализации имения в 1919 г. по разным музеям Вязьмы, Смоленска и Москвы.
В советское время архитектурному комплексу нанесён серьёзный ущерб: снесены до основания два храма, разобраны флигели, обезличена Казанская церковь, уничтожена часть построек хозяйственного назначения.Архитектура главного дома Хмелиты насыщена богатой пластикой стиля барокко (здесь и выступающие ризалиты с лучковыми и треугольными фронтонами над сильно раскреповынным антаблементом; трёхчетвертные колонны, вознесённые на высокие постаменты и на уровень второго этажа на центральном ризалите; нарядное аппликативное декоративное убранство; необычайно оригинальные парные лестницы паркового фасада, широкими полукружиями ведущие на балкон дворца).
В настоящее время в отремонтированной и частично восстановленной (реставрационные работы ведуться с 1970-х гг.) усадьбе Хмелита, располагается государственный музей-заповедник А.С. Грибоедова.
ссылка