Луи де Фюнес – коротышка, рассмешивший мир
12:00 24.04.2017 , Виктор Наумов
Он был потомком испанских аристократов и в детстве мечтал стать музыкантом или актером
В юности французская публика называла его любовно-фамильярно Фю-фю. Славу этому комику принесла пестрая галерея скупердяев, ворчунов и недотеп, наделенных бешеной энергией.
Детство и юность
Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года в Курбевуа. Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарза был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Хиспэн держал небольшой ювелирный магазинчик в пригороде Парижа. Подлинной хозяйкой в семье была темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Своего неугомонного Луи она обожала.
Подростка постоянно выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал подработать. Будущая звезда экрана увлеченно ловил рыбу в Сене и копировал ужимки своего кумира Чарли Чаплина. Родителям о заветной мечте однажды тоже стать актером Луи никогда не говорил из боязни, что ему запретят даже думать о такой непрестижной профессии.
Свой лицедейский талант юный де Фюнес реализовывал дурачась и строя рожи одноклассникам, а еще отчаянно пародируя учителей. Кроме того, он играл в лицее и на студенческой театральной сцене. Вечно хохмил то дома, то на улице, то в магазине. Без юмора и клоунады не обходился ни дня. В 1939 году по слабости здоровья юношу освободили от армейской службы. Дело в том, что при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь, где усердно развлекал солдат исполнением популярных песенок, аккомпанируя самому себе на пианино.
Семья. В поисках удачи
Вначале девушки обходили стороной «недомерка» Луи и не глядели в его сторону. В юности Фю-фю был страстно влюблен в соседку, актрису Элину Лабурде, но та не ответила ему взаимностью.
Де Фюнес впервые освободился от личных комплексов и огорчений в борделе, доказав свою мужскую состоятельность приглянувшейся проститутке.
Как утверждают биографы, с тех пор Луи заделался циником и искал в жизни не любви, а наслаждений. Устроившись работать тапером на площади Пигаль, он нередко оставлял всю зарплату в номерах у продажных женщин. Думается, такая оценка характера знаменитого комика преувеличение. Как многим другим, ему тоже были нужны привязанность и понимание. Это подтверждает и дальнейшее развитие событий. В 1941 году в одной из драматических студий де Фюнес познакомился с начинающей актрисой Жанной Бартельми (кстати, внучкой писателя Мопассана). 22 сентября 1943 года они поженились и провели бок о бок долгую непростую жизнь.
В оккупированном Париже Луи нашел выгодное место кладовщика, благодаря чему мог сносно питаться и подкармливать беременную жену, а также продолжать учиться в театральных школах. В ноябре 1944-го у четы родился первенец, которому дали имя Патрик.
После войны биография будущего любимца миллионов складывалась тоже не слишком легко. Де Фюнес переменил кучу профессий: работал декоратором витрин универмага, жестянщиком, счетоводом, чертежником, фотографом, коммивояжером, скорняком. Он выступал в кабаре, играл в экспериментальных театриках, декламировал, пел, танцевал и старательно смешил за копейки. Днем и вечером участвовал в театральных массовках, а со сцены бежал в бар, где садился за пианино.
Все изменилось, когда Луи нашел стабильную работу в театре и его начали понемногу приглашать на радио, телевидение и в кино.
Награда за годы бесславия
В кино де Фюнес дебютировал быстро – почти сразу после войны. Снимался он много, но вот эпизоды ему доставались такие серые и скромные, что не задерживались в памяти зрителей. За полтора десятка лет - к 1960 году - в актерской карьере Луи скопилось уже около ста таких «кушать подано». Лишь в дилогии «Папа, мама, служанка и я», снятой в 1954 году, склочного соседа главных героев впервые приняли во внимание. А спустя четыре года, когда от темной шевелюры Фю-фю остались одни воспоминания, актер сыграл свою первую крупную роль в картине Ива Робера «Не пойман – не вор». Браконьер и плут Блеро распахнул заветную дверь, которая привела де Фюнеса к вершине в 46 лет.
Многие актеры не доживали до такого возраста или уже сходили со сцены… Одним знакомым и коллегам Луи жаловался на медлительность Ее Величества Фортуны, другим признавался, что неспешность развития событий помогла ему основательнее понять профессию. «Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом я приобрел некоторый комический багаж, без которого не смог бы сделать карьеру. Если начать снова, я бы не отказался от своего пути», говорил он в интервью. Популярность Блеро наградила де Фюнеса стойким амплуа суетливого пройдохи. Как раз в начале 1960-х годов в мировом кино возродился интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора. Персонажи Луи пришлись весьма кстати. Последовали два фильма Жерара Ури, в которых Луи поработал в паре с Бурвилем. Это столь любимые нашими зрителями еще с советских времен «Разиня» и «Большая прогулка». Затем стартовал легендарный «киносериал» о приключениях провинциального жандарма Крюшо. После чего последовала трилогия «Фантомас», сводившая с ума миллионы подростков Советского Союза.
Но и на родине Луи де Фюнеса оценили и в 1968-м году признали лучшим актером. По размерам гонораров он превзошел всех своих коллег. Увы, вскоре в карьере комика наметились первые признаки спада. Со смертью Бурвиля в 1970-м Луи навсегда потерял незаменимого партнера. В нескольких новых комедиях актер словно пытается нащупать для себя опору. С того времени его гротескная мимика, иногда срывающаяся на кривляние, становится, по сути, единственным стержнем фильмов с участием де Фюнеса.
Испортился и характер. В зените славы Луи получил полную власть над сценаристами, режиссерами и продюсерами. Все они в той или иной степени страдали от его настроения и капризов, состояния здоровья или планов на уикенд…
Зато зрители по-прежнему обожали своего кумира. Еженедельник «Экспресс» писал: «На протяжении 20 лет де Фюнес врачует соотечественников, помогая им отделываться от недостатков, которые он мастерски обличает своей клоунадой».
В принципе, публика всегда носила на руках комических героев синема. Ведь даже отъявленные экранные плуты – это симпатяги и в глубине души нежные добряки. Но тип, созданный Луи де Фюнесом, являет собой исключение. Его персонаж крайне антипатичный, глупый, жадный, вздорный, тщеславный, беспринципный. Он стремится объегорить всех, но вечно оказывается в дураках. Этот классический образ, использованный актером, – успешное продолжение традиции итальянской комедии дель арте и средневекового французского фарса.
Комик упрямо изображает в кадре один и тот же национальный и социальный тип как средоточие человеческих слабостей и пороков. Таков, к примеру, его комиссар Жюв, самодовольный и подозрительный служака, то и дело впадающий в раж, оттого что реальность, с которой он сталкивается, устроена вовсе не так, как ему бы хотелось. От его безуспешной дуэли с гением преступного мира Фантомасом в зале корчились от смеха. Именно за предоставленное удовольствие посмеяться вволю над подобным «фруктом», одним из тех, что отравляют нам существование, публика и платила любовью своему Фю-Фю.
С другой стороны, с таким трудом и потом найденная маска слишком крепко приросла к актеру. Годы шли, а он абсолютно не менялся. Просто ждал нового звездного часа, пусть даже и последнего в карьере.
Интернет