Родилась 29 мая 1944 года в городе Калининград (ныне — Королёв) Московской области.
После окончания ГИТИСа в 1965 году была принята в труппу Московского театра юного зрителя, где работала в течении пяти лет до 1970 года.
С 1970 года — актриса театра «Современник».
Больше трех десятилетий минуло с той поры, но когда я слышу имя Тамары Дегтяревой, всякий раз перед глазами встает одно и то же видение: с горящими из-под челки глазами, огненной копной роскошных волос, вся — единый порыв, вся — устремленность ввысь, буквально врывалась на подмостки Московского театра юного зрителя Джульетта, наша сверстница, обуреваемая не «плотской» страстью, а высоким стремлением к идеальной любви. Такой могла быть только эта, первая любовь, когда в пересечении взглядов вспыхивало прозрение: вот он, единственный, данный навсегда!..
В моей жизни это была первая Джульетта (не считая балетной, совсем другим запомнившейся, хотя тоже — на всю жизнь). Потом было много других, но Тамара Дегтярева в давнем спектакле Бориса Голубовского осталась в памяти именно теми чертами, что с годами и десятилетиями стали восприниматься как черты ее неповторимой (и далеко не во всем востребованной) индивидуальности....
В Театр юного зрителя она пришла после окончания Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина и почти сразу стала звездой. Редкая постановка Павла Хомского, бывшего тогда главным режиссером ТЮЗа, обходилась без легкой, порывистой, как-то по-особому определенно выражавшей свои личностные позиции Тамары Дегтяревой.
Сейчас, с дистанции времени, кажется, что Тамара Дегтярева работала удивительно «жадно»; роль следовала за ролью, ни малейшего перерыва между новыми спектаклями не было, а актриса все больше, все щедрее «выкладывалась», словно боясь, что нечто очень важное у пустится, пройдет мимо....
Прошли годы напряженной, в прямом смысле слова, «на разрыв аорты», работы. Но стало очевидно, что Павел Хомский из театра уходит, дальнейшая судьба ТЮЗа была непонятна, а в это время Тамару Дегтяреву пригласили в «Современник» на роль Валентины в пьесе М. Рощина «Валентин и Валентина».
Приход Тамары Дегтяревой в «Современник» был естественным и закономерным. Сложно представить себе актрису, более, чем она, отвечающую понятию «современности» в те годы. Но почему-то сложилось так, что Дегтярева не стала в звездной труппе еще одной полноправной звездой. Плотно занятая в репертуаре, она может быть названа скорее актрисой, мастерски играющей роли второго плана.
Бессмысленно и бесполезно пытаться анализировать ситуацию, искать правых и виноватых, отвечая на вопрос, почему талант Тамары Дегтяревой оказался невостребованным...
Так или иначе, Тамара Дегтярева в «Современник» пришла, работает здесь до сего дня и играет довольно много, успешно. Но такого резонанса, как был в ТЮЗе, нет. И кажется почему-то, что и былой жадности к работе тоже нет. Впрочем, может быть, прошедшие годы сказались и на темпераменте актрисы и, главным образом, на нашем восприятии театра… Это тема особенная, достаточно болезненная, вскользь задевать ее не хочется, но проблема нынешнего нашего отношения к театральному искусству, отношения во многом потребительского, обремененного непомерной требовательностью — все более настоятельно требует осмысления самого серьезного. И в частности, когда речь заходит о той или иной актерской судьбе…
Эта артистка, как мне кажется, не изменилась в главном: она по-прежнему вся — порыв, страсть, устремленность к идеалу. Только вот понятие «идеала» стало иным. Может быть, это и есть те пресловутые «ножницы», что мешают актрисе раскрыться в полной мере?..
Сегодня Тамара Дегтярева играет в своем «Современнике», преподает актерское мастерство во ВГИКе, но, думая о ее судьбе, не могу отделаться от смутного ощущения неполноты, заставить себя так или иначе завершить эту попытку творческого портрета....
У 68-летней актрисы Тамары Дегтяревой, сыгравшей Агату в советском культовом фильме «Вечный зов» (История создания фильма), начались серьезные проблемы со здоровьем после ампутации ноги.
Проблемы со здоровьем у 68-летней актрисы начались после банального пореза пальца на правой ноге еще в 2012 году. Актриса сначала не придала этому значения, но когда на ноге началось воспаление — обратилась к медикам.
— У нее воспаление пошло по всей ноге, из-за того что кислород не поступал в закупоренные сосуды. Началась гангрена, и ногу пришлось ампутировать, — говорят медики.
Сама народная артистка старается держаться изо всех сил и не показывать своей боли. Однако каких-либо утешительных прогнозов врачи ей пока не дают.
— Пока у меня нет перспектив, — печально говорит Тамара Васильевна о своем тяжелом недуге. — Вот когда они появятся, я непременно вам об этом расскажу.
Сейчас доктора делают все возможное, чтобы избежать дальнейших нежелательных последствий, главное, по их словам, чтобы вновь не началась гангрена.
— Мне говорят врачи: «Верьте нам». И я верю, веру никогда не теряла, если бы ее не было, возможно, я бы и поехала в Германию и в Швецию, — говорит актриса. — Но пока еще для этого не созрела.
Тамаре Дегтяревой помогает сиделка, которую нанял ее родной театр «Современник».
— У меня язык не поворачивается ее назвать сиделкой, — признается Тамара Васильевна. — Она для меня — няня, подруга.
В «Современнике» Life News сообщили, что стараются оказать своей актрисе посильную помощь.
В Гильдии киноактеров также знают о беде народной артистки.
— Мы знаем, что у нее была операция (о первой операции. — Прим. ред.), — рассказали Life News в Гильдии. — Готовы оказать лекарственную помощь, но она к нам не обращалась.
Тяжелые больничные будни Тамары Васильевны скрашивают ее студенты (Дегтярева преподает актерское мастерство во ВГИКе), будущие артисты стараются почаще навещать своего педагога в больнице.